Утверждаю ИП Герасимюк А.Е. Приказ №1 от 19 октября 2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Скорочтение и развитие речи»
возраст обучающихся: 7-12 лет

г. Красногорск – 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
9. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Образовательная программа дополнительного образования «Скорочтение иразвитие речи» (возраст 7-12 лет) составлена на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа № 1008 от 29.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Содержание образовательной программы представлено пояснительной запиской,учебным планом, планируемыми результатами освоения образовательной программы,условиями реализации программы, системой оценки результатов освоенияобразовательной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающимиреализацию программы.

В учебном плане представлены учебные дисциплины, лежащие в основе данного курса, и время, предусмотренное на их освоение. В документе также указано время, которое отведено непосредственно для индивидуальных занятий учащегося с преподавателем, и время для самостоятельных занятий.

Программа предназначена для обучающихся на курсе скорочтения и развития речи в рамках дополнительного образования и ориентирована на учеников общеобразовательной школы от 7 до 12 лет.

Актуальность курса «Скорочтение и развитие речи» обусловлена всё более возрастающей потребностью современного человека обрабатывать большие объёмы информации, которая поступает из разных источников. Также очень важно умение анализировать поступающую информацию, обладание навыками отделения важной информации от бесполезной, но и дальнейшее понимание, как полученную информацию можно применить в конкретных ситуациях и поделиться ею с другими людьми.

Способ чтения - скорочтение - возник в связи с необходимостью удовлетворить эти возросшие потребности читать быстрее и осознаннее. На занятиях по скорочтению учащиеся усвоят основные приёмы метода быстрого и эффективного чтения.

Навыки скорочтения обеспечат:

• помощь в быстром восприятии информации посредством чтения;

• максимальную эффективность затраченных на процесс чтения усилий;

• умение анализировать и выделять нужную информацию из текста, определять главную мысль;

• развитие познавательных процессов;

• улучшение устной речи обучающихся.

Чтение – безусловно важное умение, без которого учащемуся чрезвычайно трудно выполнять самостоятельные и контрольные работы, обычно ограниченные по времени. В школьной практике часто бывает, что ученик, хорошо усвоивший материал, неудовлетворительно выполняет самостоятельные работы в классе. Это зачастую происходит именно в связи с тем, что учащийся медленно читает задание, долго вникает в то, что прочитал, и времени на непосредственное выполнение остается недостаточно.

Когда скорость чтения становится оптимальной, то и освоение материала, представленного в текстовом виде, происходит более быстро.

Очень важны, во-первых, правильная сформированность навыка чтения у учащегося и, во-вторых, доведение чтения до автоматизма.

Известно, что оптимальной скоростью чтения считается чтение вслух со скоростью разговорной речи – 120-180 слов в минуту. К такой скорости адаптирован артикуляционный аппарат людей.

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, к окончанию начальной школы скорость чтения должна составлять 100-120 слов в минуту. Важно при этом учитывать требования, предъявляемые не только к скорости, но и к пониманию прочитанного: умению назвать главную мысль текста и ответить на вопросы по его содержанию.

Курс «Скорочтение и развитие речи» сформирован таким образом, чтобы удовлетворить потребность школьника соответствовать предъявляемым ему требованиям в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Во время обучения в школе учащемуся необходимо прочесть большое количество разной литературы. Обычно это занимает много времени. Приобретя навыки, полученные в курсе «Скорочтение и развитие речи», учащийся сможет затрачивать меньше времени на чтение, а уровень понимания прочитанного текста будет выше, чем до прохождения данного курса.

Особенно ценным для многих учащихся и их родителей является то, что все навыки, приобретенные на занятиях, позволяют выполнять домашние задания быстрее и увереннее.

Большинство учеников образовательной школы испытывают проблемы с запоминанием, трудности при подготовке пересказов. Поэтому около 40% курса предусматривают развитие и совершенствование устной речи, а также улучшение памяти, мышления, дикции и воображения.

Важной частью учебного процесса при прохождении курса являются небольшие домашние задания, направленные на закрепление полученных знаний и умений.

Малый объём домашних заданий не снижает эффективности программы, потому что все навыки и умения отрабатываются на дистанционных занятиях совместно с педагогом и постепенно доводятся до автоматизма.

К плюсам программы можно также отнести ее тренинговый характер, который позволяет учащемуся наблюдать свой личный прогресс в ходе прохождения обучения. Через наблюдение за улучшением показателей при выполнении конкретных заданий педагог помогает ученику перейти от внешней мотивации к мотивации внутренней. Тем самым вопрос с мотивацией в большинстве случаев успешно решается и помогает достигать заметных результатов.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

создание условий для эффективного обучения скорочтению;

развитие познавательных и творческих способностей в их взаимосвязи друг с другом;

увеличение скорости осознанного чтения, комплексное развитие устной речи, в томчисле всех блоков памяти, воображения.



Задачи программы:

увеличение скорости чтения вслух и понимания прочитанного текста;

обеспечение условий для комплексного развития речи;

развитие слуховой памяти;

развитие зрительной памяти;

работа над улучшением концентрации внимания, переключением внимания;

усвоение и отработка методов работы с текстами;

создание комфортной обстановки для развития умственных способностей учащихся;

развитие навыков воображения, восприятия;

формирование практических навыков по скорочтению, умственной деятельности;

воспитание самостоятельности в работе, потребности в собственной творческойдеятельности.



Результаты работы:

умение использовать техники анализа текста при работе с учебными параграфами;

более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;

мотивация к саморазвитию познавательных способностей.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

1 МОДУЛЬ

Скорочтение
2 МОДУЛЬ

Развитие речи
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


По результатам обучения учащиеся должны показать следующие результаты:

скорость чтения вслух от 110 слов в минуту;
общее увеличение скорости чтения в 2 и более раз;
улучшение качества запоминания текстов;
умение лучше концентрировать внимание и запоминать;
развитие мышления в целом.

На протяжении всего тренинга педагог проводит тестирование скорости чтения и понимания прочитанного текста, отслеживание динамики результатов. Также происходит следующая положительная динамика:

развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания;
развитие творческого воображения;
улучшение дикции;
совершенствование мышления;
развитие артикуляции и моторики.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Организационно-педагогические условия реализации программы должны обеспечивать реализацию программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Количество часов программы – 20 академических часов. Основнымиорганизационными формами обучения являются: дистанционные занятия спреподавателем на образовательной платформе Sirius Future, текущая работа слушателейкурса дома по тренировке усвоенного материала.

Текущий контроль осуществляется каждые 2-3 занятия, а результаты обуспеваемости слушателя отражаются в индивидуальных электронных отчётах родителю.

Возрастная категория: от 7 лет до 12 лет.

Теоретическое обучение проводится на образовательной платформе Sirius Future с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным целям итребованиям.

Продолжительность учебного занятия должна составлять 25 минут.

Занятия проводятся по одному разу в день, три-четыре раза в неделю.Предусмотрены обязательные санитарно-гигиенические перерывы во время каждого занятия продолжительностью не менее 5 минут.

Обучение завершается итоговой аттестацией. Форма итоговой аттестации:тестирование, а также замеры результатов чтения вслух, ответ на вопросы к тексту и пересказ.

Кадровые условия реализации программы

Преподаватели курса «Скорочтение и развитие речи» должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование понаправлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующейпреподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование идополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы иповышение квалификации не менее 16 часов по направлению подготовки «Образование и педагогика».



Информационно-методические условия реализации программы

включают:

учебный план;

календарный учебный график;

рабочие программы учебных дисциплин;

методические материалы и разработки;

расписание занятий.

7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ



Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится ккомпетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.