Естественным способом познания мира для детей младшего дошкольного и школьного возраста считается игра. Так ребенок примеряет на себя разные социальные роли, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми, осваивает новые знания и навыки, получает понятие об иностранном языке и учится коммуникации на нем. Среди перспективных направлений методической мысли именно геймификация обладает наибольшим образовательным потенциалом. Все больше учителей делают игру средством обучения, получая великолепные результаты.
Что такое геймификация и какова ее роль в мотивации ребенка к обучению?
Термин «геймификация» предложил Ник Пеллинг в 2003 году. А сегодня он уже широко используется в образовательном контексте. Так что же под ним подразумевается? Суть в том, что в процессе обучения педагог применяет игровые принципы, знакомые детям по онлайн- или офлайн-играм.
Метод мотивирует учащихся к получению реальных результатов и достижению образовательных целей. А для преподавателя это действенный способ соблюсти баланс между учебным планом и удовлетворением растущих потребностей учащихся.
Игры широко используются на занятиях по английскому, причем для детей абсолютно не важно, что процесс ведется не на их родном языке. Они быстро понимают правила и начинают с удовольствием взаимодействовать с педагогом и друг с другом, используя в речи формулы иностранного языка.
Благодаря естественности игрового процесса педагогу не нужно искусственным способом мотивировать ребенка. Школьник активно и абсолютно естественно включается в процесс. Можно сказать, что удерживают внимание детей и активно стимулируют познавательную деятельность следующие факторы:
увлекательный сюжет. Сюжетность истории помогает легче запоминать материал, так как выстраивается четкая и понятная ребенку концепция;
персонализация. Благодаря тому что каждый малыш имеет собственную роль, он самостоятельно решает поставленную задачу. Роль учителя здесь сведена лишь к контролю;
связь с реальной жизнью. В игровой деятельности легко выстроить параллели с реальной жизнью, понятные именно ребенку. А если он понимает, что от него хотят, то с легкостью и удовольствием выполняет задание;
возможность улучшать результат. Играя раз за разом на уроке, дети могут добиваться новых успехов и переписывать собственные рекорды.
В числе игровых элементов, которые могут включаться в образовательный процесс, создание сюжета, игровая цель, распределение ролей, формирование команд, правила и испытания, механика игры. Их отличают:
немедленная обратная связь — учитель может контролировать процесс и сразу же исправлять ошибки или поощрять ребенка;
веселье и удовольствие — это важная составляющая успешного урока;
возможность увеличения количества и сложности решаемых задач;
использование индикаторов прогресса (например, через поинты, значки, таблицы лидеров);
социальная связь.
Занятие, которое содержит некоторые из вышеперечисленных элементов и их отдельные черты, можно рассматривать как геймифицированное. Лучшие комбинации, создающие устойчивое взаимодействие, обязательно учитывают уникальные потребности учащихся. При этом самые эффективные системы геймификации используют не только очки и уровни, чтобы мотивировать игроков, но и дополнительные элементы, такие как связь с другими участниками — учениками, что в действительности позволяет уделить внимание интересам всех учащихся.
Каким образом игра удерживает внимание ребенка и стимулирует процесс обучения?
В младшем школьном возрасте мышление ребенка находится на переходном этапе: оно меняется от наглядно-образного к понятийному. Но пока еще дети не могут мыслить формально-логически. Именно поэтому в первые годы изучения английского эффективно использование наглядностей, слайдов, игрушек. Игра снимает языковой барьер и облегчает психологические сложности при коммуникации на иностранном языке, то есть создает максимально благоприятные условия для освоения учебного материала.
Как происходит развитие языковых навыков через игровой процесс?
Важно! Игра усиливает интенсивность учебного процесса только тогда, когда она педагогически направлена и методически правильно выстроена. Нельзя допускать, чтобы игры на уроках становились самоцелью и выполняли только развлекательную функцию.
Хотелось бы сказать, что существует одна универсальная игра, которая полезна всем группам учащихся на всех этапах обучения, но это не так. Процесс всегда адаптируется к конкретным условиям поведения и нацелен на формирование определенных навыков.
Разные источники предлагают несколько классификаций обучающих игр на уроках английского или другого иностранного языка. Например, М. Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» выделяет два вида:
Творческие — осуществляют дальнейшее развитие речевых навыков и умений.
Игра, введенная в учебный процесс в качестве одного из основных приемов, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Следует учитывать, что игровой процесс облегчает процесс учебный.
Также игры можно поделить:
На ролевые. Могут быть отличным средством для расширения словарного запаса и развития монологической и диалогической речи, а также навыков аудирования. Они обучают языку как средству общения, а не как абстрактному школьному предмету. Дети усваивают лексику и грамматику путем многократного повторения речевого образца, репетируя свою роль. А во время драматизации развивается эмоциональность и спонтанность речи. Причем совсем не обязательно ставить серьезные постановки. Детям младшего школьного возраста прекрасно подойдут короткие инсценировки на жизненные темы: поход в магазин игрушек, знакомство с иностранными или просто новыми героями на уроке, заказ обеда в кафе.
Грамматические. Считается, что грамматика — наиболее сложный и скучный пласт английского языка. В какой-то мере это так, однако, используя метод геймификации, можно сделать его увлекательным. Детям младшего школьного возраста понравятся детективные игры, когда им не предлагают выполнять упражнения и вставлять нужный артикль в предложения, а дают роль детектива, который изучает карточки с существительными и ищет в них закономерности. Грамматическая конструкция there is / there are станет понятной, если дети начнут искать предметы в комнате и соревноваться друг с другом в количестве найденных вещей. Настольные игры с карточками, например Memory Game, становятся основой изучения многих сложных грамматических тем.
Вариаций можно придумать огромное множество, главное, о чем должен помнить педагог, — это увлекательность задания. Для этого обязательно стоит использовать наглядности и вносить элемент соревновательности в процесс.
Как различные игры влияют на языковые и речевые навыки?
Видеоигры как способ улучшить навыки говорения, аудирования и чтения на английском
Видеоигры стоят отдельно в вопросе обучения английскому языку. Грамотный и думающий педагог никогда не станет отрицать современные достижения, а, напротив, будет искать им применение для достижения образовательных целей.
Давайте разберем те преимущества, которые дают компьютерные игры при изучении английского языка:
расширение вокабуляра. Школьник, заинтересованный в игре, обязательно найдет значение незнакомого слова или фразы и тем самым расширит свой словарный запас;
улучшение восприятия речи на слух. Аудирование — важный аспект, способствующий овладению иностранным языком, и в обычной школьной жизни его часто не хватает. В квестах, стратегиях или бродилках персонажи озвучены носителями языка, и ребенок получает такую же практику живого английского языка, как при просмотре фильмов или прослушивании подкастов;
прокачивание грамматики. Овладение грамматическими конструкциями происходит естественным путем, школьник практикует использование формул не задумываясь;
погружение в языковую среду. Это самый эффективный способ освоения иностранного языка. Здесь создается аутентичная атмосфера, причем погружение происходит легко и просто, потому что ребенок увлечен игровым процессом.
Различные игры способствуют улучшению всех необходимых навыков: говорения, аудирования, чтения. Также естественным образом происходит овладение правильным произношением.
Какие игровые платформы и приложения выбрать для обучения?
Сегодня интернет радует обилием платформ для обучения английскому языку. Но что же выбрать, чтобы действительно получить результат? Лучше ориентироваться на платформы, где упор сделан на геймификацию, а не на механическое повторение слов и выражений. Внимания заслуживают:
Duolingo. Приложение будет интересно как новичкам, так и продвинутым пользователям. Здесь интересная и логичная система поощрения: ученик зарабатывает бонусы при прохождении каждой темы, есть таблица лидеров, собственная валюта и много всего, что помогает удерживать интерес к обучению.
Lingualeo. В некоторой степени платформа схожа с предыдущей, но здесь интерес завязан на заботе о питомце. Ученик занимается, зарабатывает валюту «фрикадельки» и кормит львенка.
Drops. Это уже не привычная обучающая платформа, а серия мини-игр. Игровые механики делают обучение похожим на решение головоломок: чтобы что-то узнать, предстоит решить целую серию подзадач.
Quizlet. Платный сервис с большими обучающими возможностями: можно настроить карточки для пополнения словарного запаса, есть система тестирования, вознаграждения, выстроена система соревновательности. Бесплатная база также дает много возможностей для обучения.
British Council Grammar. Богатейшая платформа с материалами как для самостоятельного обучения студентов, так и для педагогов. В нее интегрированы приложения для изучения английского, такие как LearnEnglish Grammar, LearnEnglish Kids и другие.
Советы родителям
Обучение становится эффективнее, когда родители активно включены в процесс. Вот несколько полезных рекомендаций, чтобы изучение английского стало для ребенка приятным увлечением, а не скучной обязанностью:
поддерживайте заинтересованность системой вознаграждения. Например, заведите дневник и вклеивайте наклейки за каждое выполненное задание дома, прочитанное предложение или прослушанное аудио. Посоревнуйтесь: сделайте таблицу лидеров, куда будете заносить результаты ваших совместно или отдельно выполненных заданий;
обязательно выполняйте рекомендации учителя по прослушиванию аудиофайлов урока;
читайте простые книги или рассказы на английском, смотрите мультики и обыгрывайте сюжеты вместе с ребенком;
играйте вместе в любимую игру и показывайте свою искреннюю заинтересованность.
Такой простой и интересный английский!
Школа Sirius Future задействует самые перспективные разработки в области мотивации детей к обучению английскому и приглашает учить язык на авторской платформе Vocaboo. Мы используем методы геймификации, проектной деятельности, предлагаем занятия с носителями и русскоязычными педагогами. А также разработали неутомительную и эффективную систему коротких занятий. Каждый курс соответствует уровню международной классификации владения иностранным языком.
Запишитесь на первый пробный урок и убедитесь, что заниматься английским с нашими учителями и персонажами платформы очень интересно!