Что делать, если у ребенка проблемы с математикой?

И можно ли здесь что-то сделать?

Проблемы с математикой есть у многих детей: кому-то не даются уравнения, кто-то сыплется на формулах. Но у некоторых учеников претензии к предмету начинаются уже с первого класса. Кажется, ребенок не понимает математику в целом, начиная с самых простых примеров. Не понимает и не любит. И если родители не вмешаются в ситуацию вовремя, есть риск получить клеймо вечного двоечника, угробить самооценку и приобрести выученную беспомощность, когда ты настолько привык, что всегда не прав, что даже не хочешь пробовать. Что делать?
Для начала успокоиться. Проблемы с математикой не означают, что ребенок глупый. У него могут быть отличные навыки рассуждения и прекрасная логика, но три примера и задача в домашнем задании приводят его в ступор, а решение затягивается на часы. Вы можете решить за него, попытаться разобраться вместе, даже накричать, но завтра будет то же самое. А со временем ком будет только расти, если нет устойчивой базы, все остальные расчеты будут казаться японскими иероглифами.
Ваши действия:
  • Не соглашаться на место троечника.
  • Выявлять проблемы на ранней стадии.
  • Обращаться к профессионалам, если решить их в домашних условиях не получается.

В чем опасность школьных статусов?

Уже в начальной школе детей делят на успевающих и отстающих. И хотя учитель должен быть объективным, относиться ко всем одинаково, оценивать по знаниям на конкретном уроке, по факту получается, что сначала все работают на репутацию, а потом репутация работает на них. И если отличнику может сойти с рук невыученное стихотворение или несделанная домашняя работа, то с двоечника потребуют по полной. И даже за блестящий ответ, подготовленный реферат троечник может получить оценку ниже, чем отличник.
Возвращаемся к математике. Принято считать, что ребенок-гуманитарий, который любит языки и литературу, не станет математическим гением. Возможно… Но наша задача состоит в том, чтобы сделать школьные уроки алгебры, геометрии и физики понятными и интересными. И она выполнима для всех детей без исключения.

Почему у ребенка возникают проблемы с математикой?

  1. Математическая тревожность. В 1957 году ее существование доказали американские психологи Ральф Дрегер и Льюис Эйкен. По результатам исследования, в котором приняли участие 700 студентов Университета штата Флорида, выяснилось, что тревожность, связанная с числами и вычислениями, существует сама по себе и никак не связана с общим уровнем интеллекта. Проявляется учащенным дыханием, сердцебиением, потоотделением, заставляет сильного ученика замирать на контрольной, экзамене и от стресса терять способность рассуждать и следовать алгоритмам.
  2. Дискалькулия, дисграфия, дислексия, диспраксия. Это нарушения счета, письма, чтения, моторной сферы соответственно. При дискалькулии сложно овладеть арифметическими действиями, запоминать символы. При дисграфии возникают проблемы с переписыванием условия задачи с доски или из учебника, ребенок может пропустить скобки, заменить сложение умножением. Дислексия требует читать абзац несколько раз, чтобы понять, о чем идет речь, а когда время ограниченно, дети легко теряются, путают порядок чисел, теряют знаки при списывании. При диспраксии писать просто больно, из-за этого ребенок отвлекается и расстраивается.
  3. СДВ/СДВГ. Такие дети часто отвлекаются, теряют концентрацию, им сложно следить за каждым действием учителя, понимать, как именно был получен ответ. Они же хотят закончить с задачей как можно быстрее, поэтому пропускают шаги и делают ошибки.
  4. Нарушения обработки зрительной информации. В этом случае зрение может быть нормальным, но ребенку сложно различить схожие буквы и цифры, есть проблемы с пространственным мышлением, чтением таблиц.

Как действовать родителям, чтобы помочь ребенку?

Математика — один из тех предметов, который плохо понимает и ребенок, и взрослый. Если в младших классах на уроках акцент делается на практических задачах (например, у Пети пять яблок, у Васи три, поезд выехал из пункта A в пункт B), то в средней и старшей школе обучение становится более абстрактным. Фокус смещается на заучивание наизусть формул и понятий, решение длинных столбиков уравнений и логарифмов. Скучно, сложно и непонятно, какое отношение все это имеет к реальной жизни. Мало кому из учителей хватает педагогического умения, чтобы показать классу, что математика — больше чем четыре простых действия. Числа окружают нас повсюду, и способность работать с ними быстро и эффективно — важный жизненный навык, необходимый для многих профессий (от плотника до ракетостроителя).
Вам нужно научить ребенка, что математика — это не просто арифметика, где для подсчитывания достаточно калькулятора. Нет, важно освоить решение сложных задач: определить проблему, выбрать подходящий метод, соблюсти правильный порядок действий.
Что можно для этого сделать:

  1. Станьте примером. Взрослые часто говорят при ребенке, что ненавидели математику в школе. Это может стать причиной для математической тревожности. Покажите, как вы оперируете числами и действиями при заполнении налоговой декларации, расчете платежей по кредиту. Расскажите о важности математики в доходных профессиях (от дизайна одежды до программирования).
  2. Помогите ребенку использовать математику каждый день. Подбрасывайте ему жизненные задачки: попросите посчитать цену четырех йогуртов, спросите, сколько времени нужно, чтобы доехать от дома до театра в зависимости от скорости, сколько будет стоить игрушка со скидкой и сколько времени нужно, чтобы накопить на нее из карманных денег.
  3. Имейте в виду стандарты обучения. Следите за тем, какие навыки должен освоить ребенок в детском саду, первом, втором классе и так далее. Так вы сможете немного забегать вперед, проходить новые темы чуть раньше, контролировать домашнее задание и находить пробелы.
  4. Держите под контролем домашнее задание. Ненавистная домашка — важная часть образования. Для математики особенно. Ребенку нужно научиться проверять сложение вычитанием, не отказываться от пересчитывания, если ответ не сошелся. Мотивируйте его решать задачи со звездочкой.
  5. Играйте в математические игры (только не говорите, что это для обучения). Например, в шахматы, домино, монополию, нарды.
  6. Читайте книги, где главные герои разбираются с проблемами с помощью математики или логики. Например, «Приключения Нулика» Левшина и Александровой, «История с узелками» Льюиса Кэрролла, «Представь себе» Дэвида Смита, «Заколдовать учителя? Нет проблем!» Томаса Брецины.

Польза курсов ментальной арифметики

Sirius Future приглашает на курсы ментальной арифметики всех, кто еще не понимает, для чего нужна математика. На занятиях ребенок изучает соробан или абакус — старинные счеты, которыми пользовались еще в Месопотамии. На них наглядно видно, как происходят действия, расчеты и вычисления. Мало выучить алгоритм, нужно помочь ребенку понять, как он работает. Например, десятки и единицы: 8 + 9 = 17 — это один десяток и семь единиц. На счетах после заполнения столбика единиц десятка просто откладывается в следующем столбике.

В дальнейшем счеты убираются, ребенок решает простые математические задачи, представляя их в уме. Так он учится концентрироваться, перестает отвлекаться на происходящее вокруг, тренирует память, держа в уме все больше чисел и действий.

Ментальная арифметика помогает ребенку считать быстро и правильно, упрощая примеры. Конечно, для этого нужно полностью понимать, что он делает. Как умножить 194 на 7 без калькулятора? Можно умножить 200 на 7 = 1400, а потом вычесть 6 х 7 = 42, 1400 – 42 = 1358 (можете проверить).

Как проходит обучение:
  1. Ребенок практикует в уме математику до такой степени, что основные вычисления становятся автоматическими.
  2. Он может держать в уме результат своих действий после каждого шага.
  3. Он понимает концепцию и знает, как выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Очень часто ребенок, который не понимает математику, путается в десятках и единицах. Например, в примере 550 – 160 у него может получиться 690. Ментальная арифметика решит эту проблему. Ученики, которые освоили соробан, визуально представляют себе десятки и единицы на счетах, поэтому, мысленно передвигая костяшки, они не ошибутся в их количестве. И этот навык имеет массу применений: от повышения оценок в школе до практического использования во взрослой жизни (например, при подсчете переплаты за кредит или суммы в магазине).

Поняв математику, ребенок будет уверенно чувствовать себя в школе. У него повысится самооценка, ведь он считает лучше и быстрее других, легко справляется с тестированием, пишет контрольные. Это прекрасный старт в успешное будущее.

Лучший возраст для того, чтобы записать ребенка на курсы ментальной арифметики, — от 4 до 10 лет, но начать никогда не поздно!