6 мин
12.04.2024
Как помочь ему справиться с негативными эмоциями
Повышенная обидчивость у ребенка
Эмоциональный интеллект
Дети
В жизни каждого ребенка встречаются ситуации, когда он чувствует сильную обиду. Обидчивость может быть нормальной частью эмоционального развития, однако, если она становится пристойной, она может повлиять на уверенность и эмоциональное благополучие ребенка. В этой статье мы обсудим, что представляет собой обидчивость, как она может повлиять на ребенка, и как родители могут помочь своему ребенку справиться с этой эмоцией.

Повышенная обидчивость может сильно воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, его взаимоотношения с окружающими, самооценку и общий настрой. Подобное поведение может создавать трудности как в общении со сверстниками, так и в принятии учебных решений. Поэтому важно отреагировать на выраженные симптомы и помочь ребенку разобраться с своими эмоциями.

Обидчивость у ребенка проявляется в его чувствительности к критике, недопониманию, или даже невербальным выражениям. Ребенок, склонный к обидчивости, может переживать эмоциональное напряжение, а позже — негативно отвечать на происходящие вокруг него события. Это может привести к усугублению конфликтов, проблемам в общении с окружающими, а в долгосрочной перспективе — к потере интереса к общению и социальной активности.
Причины повышенной обидчивости
Исследования показывают, что обидчивость может иметь генетическую предрасположенность, связанную с биологическими факторами.
Однако, окружающая среда и воспитание также играют важную роль в формировании этой эмоциональной характеристики у ребенка. Рассмотрим несколько таких причин:

Сенситивная личность
Дети с повышенной обидчивостью обычно обладают особо чуткой натурой. Они остро воспринимают критику и негативные комментарии из-за своей высокой чувствительности.
Такие дети могут более сильно реагировать на различные впечатления, такие как звуки, запахи, эмоциональные выражения и переживания других людей. У детей с сенситивной личностью может быть более ярко выражена чувствительность к критике и негативным комментариям из-за своей высокой эмоциональной отзывчивости. Эти дети могут нуждаться в особой поддержке и понимании в обучающей среде, что поможет им развивать свои уникальные способности и приспосабливаться к окружающей их среде.

Несформированные механизмы саморегуляции
Некоторым детям трудно успокаиваться и управлять своими эмоциями, что может приводить к повышенной обидчивости.
Для детей, у которых могут быть затруднения с саморегуляцией, важно развивать навыки эмоционального интеллекта, которые помогут им более эффективно управлять своими чувствами и реакциями.

Успешное формирование механизмов саморегуляции требует поддержки со стороны взрослых, не только в обучении конкретных навыков регуляции эмоций, но также в создании безопасной и поддерживающей обстановки, где дети могут изучать собственные переживания и находить способы их эффективного управления. Помощь в развитии этих навыков может снизить уровень обидчивости у детей и способствовать их эмоциональному благополучию.

Атмосфера в семье и в школе
Окружение играет важную роль в формировании эмоциональной устойчивости у ребенка. Семейная обстановка и атмосфера в школе могут значительно повлиять на эмоциональное состояние ребенка.
Семейная обстановка, характер взаимодействия между членами семьи, уровень понимания и поддержки в семье — все это оказывает важное воздействие на эмоциональное состояние ребенка.
Также атмосфера в школе, отношения с учителями и одноклассниками, поддержка со стороны школьной обстановки, влияют на уровень комфорта и уверенности ребенка. Создание благоприятной и поддерживающей обучающей среды как в семье, так и в школе, способствует развитию эмоциональной устойчивости у детей и помогает им успешно справляться с жизненными вызовами.
Прокачиваем не только счет, но и эмоциональный интеллект ребенка
Наш курс по ментальной арифметике
Советы для родителей
1. Понимание и эмпатия
Важно проявить понимание к детским переживаниям и постараться по настоящему увидеть и понять их эмоциональные переживания.
Когда родители с ребенком пришли из школы, папа заметил, что ребенок выглядел расстроенным.
Вместо того, чтобы задавать вопросы сразу, он дал ребенку время и пространство, чтобы подойти и самостоятельно поделиться своими чувствами. Когда ребенок почувствовал, что его ожидания и чувства уважают, он начал рассказывать о том, что его обидел одноклассник. Родитель выслушал его, не перебивая и без комментариев, и затем вместе они обсудили, как справиться с подобными ситуациями в школе.

2. Обучение эмоциональной регуляции
Обучение эмоциональной регуляции является ключевым аспектом в подготовке ребенка к эффективному управлению своими эмоциями. Родители могут помочь ребенку приобрести навыки самоуспокоения и расслабления в стрессовых ситуациях, например, через применение дыхательных упражнений, визуализаций или медитации. Важно также научить ребенка узнавать свои эмоции, понимать их причины и находить здоровые способы выражения и управления чувствами. Это позволит ребенку эффективно реагировать на разнообразные эмоциональные вызовы и строить более осознанные и спокойные реакции в повседневной жизни.

Представьте ситуацию, когда ребенок испытывает сильное раздражение из-за чего-то, что не получилось. Вместо того, чтобы проигнорировать его чувства или обвинять в «неправильной» реакции, вы можете сесть рядом с ним и попросить его объяснить, что происходит. После поделитесь с ним своими собственными стратегиями управления раздражением или злостью.
Например, вы можете сказать: «Когда у меня что-то не получается, я делаю глубокий вдох и выдох, чтобы успокоиться. Почему бы тебе не попробовать это вместе со мной?». Затем, предложите ребенку вместе с вами провести несколько глубоких дыхательных упражнений. Объясните ему, что это помогает успокоить раздражение и сделать его чувства менее сильными.

Так вы покажете ребенку что вы интересуетесь его проблемами и он почувствует, что может с вами делиться, а также показывает ребенку конкретные стратегии, которые он может использовать, чтобы справляться с негативными эмоциями.


3. Поощрение позитивного поведения
Поощрение позитивного поведения у ребенка играет важную роль в формировании его эмоционального интеллекта. Родители могут активно поощрять ребенка за проявление терпимости, сдержанности и доброжелательности в общении с окружающими.
Это может быть выражено не только в словах похвалы, но и в форме заслуженных поощрений.
Представим, что ребенок помогает младшему брату или сестре выполнить домашнее задание, продемонстрировав терпимость и доброжелательность. Родитель может подойти к нему, похвалить за его заботу и внимание к брату или сестре, и предложить провести потратить время на что-то приятное, что ребенок любит — может быть это игра вместе, прогулка, или что-то другое. Такое поощрение за добрые поступки не только укрепляет связь между родителями и ребенком, но и стимулирует его к дальнейшему проявлению позитивного поведения.


4. Общение и доверие
Общение и доверие играют огромную роль в отношениях между родителями и детьми. Открытость в общении, умение слушать друг друга и проявлять понимание способствует укреплению связи и доверия между семейными членами. Когда дети чувствуют, что их мнения, чувства и опыт важны для родителей, они более склонны делиться своими мыслями и волнениями. В свою очередь, адекватное и терпимое реагирование родителей на высказанные детьми мысли и эмоции способствует созданию теплой семейной атмосферы, в которой царит взаимопонимание и взаимное уважение. Важно действовать как партнер для детей в общении, чтобы они могли быть уверены, что их мнение всегда будет услышано.
Запишитесь на бесплатное
вводное занятие
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Делитесь интересным с друзьями