Развитие памяти у дошкольников и школьников

По мере взросления и развития мозга улучшается и память. Вы когда-нибудь задумывались, почему не помните свой первый день рождения? И наоборот, легко вспомните слова песни, которую выучили подростком, даже если это было 20 (и более) лет назад? Это объясняется системой развития памяти по мере того, как мы превращаемся из ребенка в тинейджера и взрослого. Давайте пройдем дорогой воспоминаний и посмотрим, как это работает.
Главное о памяти:

  • Воспоминания формируются нейронами, которые срабатывают в мозгу, создавая или меняя цепочки связей.
  • При рождении человеческий мозг не полностью развит, поэтому младенцы не узнают свои игрушки или родственников, которых видят не каждый день.
  • Способность помнить развивается у ребенка постепенно.
  • В период пубертата память перестраивается, приобретает логический характер, переходит от механического запоминания к смысловому.

Память — не видеокамера

Ребенку, да и некоторым взрослым кажется, что события и информация записываются мозгом как на пленку, и чтобы пересмотреть их, нужно просто нажать «плей». Это не так.

Воспоминания динамичны, могут стать сильнее или слабее, их может вызвать какой-то триггер, например, запах или мелодия. Они могут искажаться, стать ложными, ими можно манипулировать. Есть несколько видов памяти: то, что ребенок запомнил даже до года жизни относится к неявной (бессознательной), специально заученные факты и цифры — к явной (осознанной). Если ваши пальцы тут же вспомнят ходы и комбинации клавиш Doom, даже если вы много лет вне игры, это двигательная (моторная) память.

Как устроена память маленького ребенка?

Взрослые редко вспоминают события, произошедшие до трехлетнего возраста, и мало что помнят с трех до семи лет. Это явление называют «детской амнезией». Раньше считалось, что ребенок просто не в состоянии создавать устойчивые воспоминания о событиях. Сейчас мы знаем, что даже у младенца может сохраниться четкая достоверная картинка происходящего, особенно если это касается стрессовых, травмирующих ситуаций. Пережитая трагедия, сильный испуг в раннем возрасте оставляет след в психике ребенка и может сработать в ответ на триггер во взрослой жизни.

Для чего нужно развитие памяти ребенку?

Чтобы воспоминания стали частью жизни ребенка и к ним можно было вернуться осознанно, у него должно быть чувство собственного «я», личная идентичность. Обычно это понимание приходит к ребенку в период с полутора до двух лет. Ощущение себя как отдельной личности дает место для формирования памяти.

Воспоминание начинается с понимания. Ребенок запомнит меньше, если не понимает, что происходит. Поэтому задача взрослого — поддерживать общение, разъяснять и заинтересовывать, рассказывать истории, предлагать игры и делиться впечатлениями о проведенном дне. Так вы поможете ребенку повторно пережить события, вспомнить то, что уже забыто.

Улучшая память, вы:

  • Работаете над речью. Правильная грамотная речь улучшает понимание, тренирует память. Для этого нужно много разговаривать, читать книги, задавать вопросы о прочитанном и пережитом, спрашивать, какие впечатления и эмоции испытал ребенок.
  • Развиваете воображение. Чтобы фантазировать, ребенок должен уметь использовать информацию, которая хранится у него в мозгу. Воображение тасует знакомые детали по-новому. Придумывайте вместе истории о героях мультфильмов и сказок, персонажах любимых игр, рисуйте их и лепите из пластилина.
  • Улучшаете самодисциплину. Чтобы следовать указаниям и соблюдать школьные правила, ребенку нужно уметь обрабатывать информацию, понимать и отвечать на сообщения взрослых. Если его объема памяти недостаточно, он просто пропустит часть фразы или всю ее.
Помогайте ребенку запоминать и выполнять просьбы, давая ему простые и понятные указания. Не «Приберись в комнате», а «Положи книги на полку». И объясняйте, почему это нужно сделать, например, так: «Книги нужно положить на полку, чтобы мы легко нашли их завтра». Большие задачи разбивайте на шаги, выполняйте их постепенно, добавьте элемент игры (кто быстрее?). Используйте распорядок дня для автоматизации процессов.

Рекомендации по развитию памяти у ребенка дошкольного возраста

Детям нашего поколения сложно сосредоточиться на чем-то одном. Слишком много отвлекающих факторов: телевидение, интернет, бесконечные игры в смартфоне. Поэтому, если ребенок быстро теряет концентрацию, это не значит, что с ним что-то не так, просто его мозгу нужно развитие внимания. В дошкольном возрасте забывчивость — обычное явление, но она может повлиять на успеваемость и скорость обучения.

Причины забывчивости у ребенка:

  • Недостаточный объем памяти — для того, чтобы отсортировать и найти новую информацию, нужно время.
  • Невнимательность — по мере развития детской памяти тренируется и внимание. Чтобы ускорить процесс, следите, чтобы при разговоре ребенок не терял нить, делайте паузы и просите его дать реакцию на то, что вы сказали.
  • Недостаточно приемов для запоминания. Взрослея, ребенок находит свои приемы и уловки, с которыми ему легче учить стихи и правила. Например, мнемонику, цветовое кодирование, пиктограммы и т. д. С некоторыми из них можно познакомиться уже в дошкольном возрасте.
  • Травма головного мозга. Ребенок, переживший сотрясение мозга, может быть более забывчивым, чем другие дети. Если проблемы с памятью появились внезапно, это повод обратиться к врачу.

Как развивать память и внимание

Проследите, чтобы занятия с ребенком проходили в тихом месте без игрушек, ТВ и смартфона. Ведите счет новым навыкам, например, если вам нужно выучить десять слов, разбейте их на категории: пять фруктов и пять животных.

Прежде чем что-то учить, убедитесь, что ребенок все понял. Зарисовывайте задачи и стихи, разбирайте на пальцах, только после полного понимания переходите к заучиванию.

Задействуйте чувства. Например, когда ребенок учится читать, просите его чертить буквы в воздухе, рисовать мелками, лепить из пластилина.

Наблюдайте за техниками, которые он использует, чтобы запомнить что-то, например, бормочет себе под нос или ходит по комнате, и помогайте их совершенствовать.

Развитие памяти и внимания у школьников

Школьники, которым сложно дается новая информация, рискуют стать отстающими в классе. Чтобы помочь им, есть ряд игр и упражнений для памяти. Они простые, не требуют специальных навыков, можно выполнять, не отвлекаясь от домашнего задания.

Упражнения на развитие памяти:

1. Поощряйте вопросы. Это дает ребенку более глубокое понимание темы, расширяет объем памяти, помогает развить критическое мышление и научиться решать проблемы.
2. Сочиняйте стихи и песни. Наш мозг запрограммирован на запоминание музыки и паттернов, такое упражнение поможет быстро выучить правила и химические формулы.
3. Помогайте искать дополнительную информацию. Например, съездите с ребенком в библиотеку, музей или картинную галерею.
4. Спрашивайте сами. Интересуйтесь мнением ребенка, создавайте дискуссии, спорьте — это заставляет его поднимать факты из памяти и оперировать ими.
5. Используйте наглядные пособия. Рисование предметов и образов, кубики и карточки используются для тренировки интеллекта малышей, но их вполне можно адаптировать для школы.
6. Просите ребенка приводить примеры. Так создается ассоциативный ряд: абстрактное понятие связывается с личным опытом, что упрощает заучивание.
7. Попросите ребенка научить вас. Этот фокус всегда работает, не вызывая никакого протеста, как другие упражнения на развитие чего-либо. Пусть объяснит тему вам, сестре или домашнему питомцу.

Игры для развития памяти ребенка

Сразу предупредим: не относитесь к этому как к обязательным занятиям. Учитывайте возраст ребенка, его увлечения, вкусы, не заставляйте. Просто объявите фэмили-тайм и поиграйте вместе.

Хорошей памяти помогают навыки визуализации: предлагайте создавать в уме картинку того, что ребенок только что прочитал или услышал, а потом зарисуйте ее, добавляя новые детали.

Пробуйте игры, которые развивают зрительную память. Например, «Доббль», «Барабашка», «Мемори». Возьмите каждый по листу газеты и на скорость обведите в кружок все буквы «а» или «о». Отлично работают простые карточные игры — «Уно», «Дикие восьмерки» и т. д.: ребенку нужно помнить правила, свои карты и сброшенные.

Научите читать с карандашом, делать заметки, подчеркивать и выделять ключевые места, еще лучше — делать «рыбу» или краткий конспект. Этот навык пригодится и в студенчестве для быстрого запоминания больших объемов информации.

Как курсы Sirius Future помогают в развитии памяти и внимания ребенка

Занятия скорочтением и ментальной арифметикой позволяют быстро усваивать материал, уменьшают утомляемость. Программы учитывают возраст, подготовку, индивидуальный темп обучения ребенка. В курс скорочтения включены задания на внимание и память (составь «рыбу», прочитай, перескажи и зарисуй, найди все буквы «а» в тексте и т. д.). Ментальная арифметика требует проводить все расчеты в уме, воспринимается как игра на развитие памяти. Задания озвучиваются вслух, дальше ребенку нужно представить счеты, запомнить число и перейти к следующему заданию. Концентрация внимания максимальная, плюсом идет тренировка воображения, навыки анализа и сравнения данных, логики.

Хотите знать больше? Запишитесь на пробное занятие в Sirius Future!