Чтобы воспоминания стали частью жизни ребенка и к ним можно было вернуться осознанно, у него должно быть чувство собственного «я», личная идентичность. Обычно это понимание приходит к ребенку в период с полутора до двух лет. Ощущение себя как отдельной личности дает место для формирования памяти.
Воспоминание начинается с понимания. Ребенок запомнит меньше, если не понимает, что происходит. Поэтому задача взрослого — поддерживать общение, разъяснять и заинтересовывать, рассказывать истории, предлагать игры и делиться впечатлениями о проведенном дне. Так вы поможете ребенку повторно пережить события, вспомнить то, что уже забыто.
Улучшая память, вы:
- Работаете над речью. Правильная грамотная речь улучшает понимание, тренирует память. Для этого нужно много разговаривать, читать книги, задавать вопросы о прочитанном и пережитом, спрашивать, какие впечатления и эмоции испытал ребенок.
- Развиваете воображение. Чтобы фантазировать, ребенок должен уметь использовать информацию, которая хранится у него в мозгу. Воображение тасует знакомые детали по-новому. Придумывайте вместе истории о героях мультфильмов и сказок, персонажах любимых игр, рисуйте их и лепите из пластилина.
- Улучшаете самодисциплину. Чтобы следовать указаниям и соблюдать школьные правила, ребенку нужно уметь обрабатывать информацию, понимать и отвечать на сообщения взрослых. Если его объема памяти недостаточно, он просто пропустит часть фразы или всю ее.
Помогайте ребенку запоминать и выполнять просьбы, давая ему простые и понятные указания. Не «Приберись в комнате», а «Положи книги на полку». И объясняйте, почему это нужно сделать, например, так: «Книги нужно положить на полку, чтобы мы легко нашли их завтра». Большие задачи разбивайте на шаги, выполняйте их постепенно, добавьте элемент игры (кто быстрее?). Используйте распорядок дня для автоматизации процессов.