Визуальный язык программирования Scratch

5 мин
29.05.2024
Программирование
Образование
Дети
Семилетний ребенок хочет создавать анимированных персонажей, мультфильмы или даже собственные мини-игры? Со Scratch это стало реальностью! Этот язык программирования представляет собой визуально-блочную среду, в которой ПО пишется с помощью простых и ярких блоков. Позволяет создавать интерактивные истории, способствует развитию soft skills, креативности и системного мышления.

В освоении новых знаний важна поддержка и помощь наставника. Центр развития Sirius Future предлагает Scratch-программирование для детей от 7 лет. Наши ученики получают базовые навыки, усваивают принципы выполнения команд и создают собственные проекты. Работают индивидуально или в группе. Такие занятия развивают умение сотрудничать, планировать и достигать целей. Кем бы ни стал ваш ребенок в будущем — знания и навыки, полученные им в Sirius Future, всегда будут актуальными и полезными.

История возникновения Scratch

Цифровая среда «Скретч» разработана специально для обучения детей основам кодирования. Это идеальный старт для юных программистов. Название языка происходит от слова «scratching»специальная техника для добавления ритмических акцентов. Его разработчики — специалисты из Массачусетского технологического института Митчел Резник и Сезаро Эрнандес.

Работа над данным проектом длилась более 4 лет. Его создатели были убеждены, что программирование — это не только набор команд и кодов, но и средство для воплощения в жизнь различных творческих идей. Именно поэтому они решили создать особую графическую среду, которая была бы понятна и проста в использовании. В результате язык программирования Scratch сделан так, чтобы даже дети 7–8 лет, которые ранее никогда не сталкивались с разработкой, могут с легкостью разобраться в его основах.

Сегодня этот язык пользуется огромной популярностью в мире. Его официальный сайт посещают более 38 миллионов пользователей в месяц. Он востребован в образовательных учреждениях, его изучают в начальной школе и университетах. В апреле 2020 года Scratch был включен в мировой рейтинг Tiobe. На нем разработано более 113 миллионов программ в 200 странах.

Особенности языка

Чтобы сделать проект в Scratch, необходимо составить код из разноцветных графических блоков. Написание кода вручную и разбор сложного синтаксиса не требуется. Блоки собираются в последовательность по принципу drag-and-drop — «перетаскивание курсором». Их цвет указывает на конкретную функцию (к примеру, синий — движение). В «Скретч» можно перемещать и видоизменять персонажей, устанавливать между ними формы взаимодействия, создавать собственные блоки-команды.

Среди других особенностей:

  • объекты программирования представлены в виде анимированных персонажей;
  • наличие дополнений — можно подключить музыку, видео, озвучивание текста, перо для рисования;
  • собственная онлайн-платформа — обеспечивает free community с людьми со всего мира;
  • возможность заниматься с детского возраста — удобный интерфейс, яркие блоки и большой выбор персонажей не оставят равнодушным ни одного ребенка!

Польза изучения

Программирование — это окно в увлекательный мир возможностей и технологий, а языки — тот инструмент, с помощью которого можно реализовать любую идею (создать онлайн-игру, приложение, программу, трехмерный объект и многое другое).

Обучение Scratch — увлекательное и полезное детское хобби. Занятия помогают приобрести начальные навыки написания кода, развивают логическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. Побуждают интерес к учебе. Школьники открывают мир с новой стороны и с особым интересом смотрят на такие предметы, как математика, информатика и английский язык. Чем больше ребенок погружается в среду Scratch, тем больше перед ним открывается возможностей для реализации своих идей.

С этим языком дети учатся:

  • составлять алгоритмы;
  • исследовать базовые IT-термины — функции, циклы, условные конструкции, переменные;
  • разбираться в математических понятиях (числовые системы, дроби, проценты);
  • осваивать первые принципы дизайна;
  • использовать на практике пространственное мышление;
  • планировать, ставить цели и уметь фокусироваться на результате.

Набив руку в простой среде разработки, ребенок будет ощущать себя смелее и увереннее, когда наступит время «настоящего» программирования. При этом многие принципы он будет понимать интуитивно. Если школьник освоит Scratch на достаточном уровне, далее он сможет с легкостью перейти к более сложному языку Python. Если его увлечет рисование и создание персонажей, то он может приступить к изучению графических редакторов.

Работая над собственными проектами, школьники узнают, как проводить декомпозицию задач (делить на небольшие простые части), находить и исправлять свои ошибки, сотрудничать с другими людьми, творчески подходить к выполнению заданий. Эти навыки будут полезны в любой другой деятельности. Мыслить системно, рассуждать логически и продуктивно работать в команде — такие умения пригодятся как будущим программистам, так и менеджерам, дизайнерам, аналитикам и представителям других профессий.

Дополнительное изучение Scratch — отличный способ для определения склонностей и талантов. Записывайтесь на бесплатное пробное занятие, чтобы выявить интересы вашего ребенка и выбрать подходящее направление.

Где можно использовать?

Примеры проектов, созданных при помощи Scratch:


«Скретч» также интегрирован с различными робототехническими наборами (Lego, Arduino). С помощью этого языка можно программировать поведение собранных роботов и конструкторских проектов.

С чего начать?

Чтобы начать кодировать, не нужно устанавливать и настраивать сложное ПО. Scratch представляет собой интерактивную и удобную онлайн-платформу, в которой можно создавать проекты и делиться ими. Визуальная среда оснащена различными инструментами и функциями, которые делают программирование более простым, увлекательным и наглядным. Открыть для ребенка уникальный цифровой мир помогут преподаватели Sirius Future. На наших занятиях ребята учатся не просто круто «кодить», они также участвуют в дискуссиях, тестах готовых проектов, совместно проверяют домашние задания.

Интерфейс, категории блоков и расширения

Scratch — это детский визуальный язык программирования, поэтому в нем собрана огромная библиотека с различными мультяшными персонажами. Чтобы разобраться в его работе, необходимо подробно изучить 2 основных понятия — спрайт и блок.

Спрайт (sprite — «фея, эльф») — главный герой проекта. Это графический объект, который можно запрограммировать на выполнение желаемых действий. Любой персонаж или предмет, который появляется на экране — это спрайт. В библиотеке Scratch уже собрано огромное количество таких объектов: животные, люди, еда, буквы. И каждый из них можно «оживить» при помощи специального графического редактора. Для добавления новых героев можно загружать в систему картинки или рисовать персонажей самостоятельно при помощи Paint или Inkspace.

Блоки — это сгруппированные частицы-пазлы. Они крепятся друг к другу с помощью специальных выступов. Отличаются цветами и формой. При попытке соединить неподходящие отображают ошибку. Основные категории:

  • движение;
  • внешний вид;
  • звук;
  • события;
  • сенсоры и операторы;
  • управление и другие.

Удобное разделение по цвету и названиям помогает на интуитивном уровне разобраться в назначении блоков. Начинающий программист поймет, что сделал все правильно, если составленная цепочка будет одного цвета.

Помимо основных функций, в Scratch также есть дополнительные расширения или аддоны. Ученик сможет внедрять их в свои проекты после того, как овладеет основным функционалом. В числе полезных расширений — переводчики, аддоны для озвучивания текста или создания музыкальных треков. Такое обучение не превращается в рутину, так как открывать и строить новые миры можно постоянно.

Как заинтересовать ребенка: топ-5 способов

1. Игры.
Изучение кода на игровом примере соответствует образовательной методологии STEM (science, technology, engineering, math). Это развивает алгоритмическое мышление и знакомит с базовыми концепциями программирования. Популярные варианты для детей — Piktomir, Kodable, Robozzle, CodeMonkey, Minecraft.

2. Книги и комиксы.
Это знакомство с программированием при помощи увлекательных историй или практических гайдов. Вот несколько примеров — «Путешествие в страну Алгоритмию с котенком Скретчем» (0+), комиксы из серии «Тайные кодеры» (6+), «Scratch для юных программистов» (7+).

3. «Правильные» подарки.
  • Наборы Lego Technic, которые позволяют собирать управляемых роботов. Это поможет развить логику, механические способности и начать разбираться в робототехнике.
  • Пазлы — такие головоломки учат вниманию, терпению, усидчивости и умению доводить начатое до конца. Эти навыки особенно полезны для программистов. Когда пазл будет собран, его можно наклеить на картон и повесить на стену. Так ребенок каждый день будет видеть результат своих трудов и начнет стремиться к большему.
  • Настольные развивающие игры. К примеру,Code Master и Brainy Trainy направлены на развитие понимания программирования, а «Прогеры» и Twin Tin Bots — на составление алгоритмов.

4. Форумы и выставки.
Ребенка можно увлечь программированием, посещая с ним крупные интересные форумы. Это могут быть финальные стадии хакатонов, конференции или выставки технологий. Главное, чтобы там было интересно, весело и шумно.

5. Создание комфортной среды.
Необходимо выделить ребенку рабочее место, где он мог бы сосредоточиться. Позаботиться об удобном стуле и хорошем освещении. Создать соответствующий психологический настрой. Дать понять, что совершать ошибки — это нормально. При этом он всегда может рассчитывать на советы и поддержку родителей.

Оптимальный возраст для начала занятий — 6–8 лет. В это время активно развиваются когнитивные способности и все виды мыслительных процессов. Детское восприятие становится целенаправленным и анализирующим. Ребенок учится наблюдать, рассматривать, искать. Раннее начало обучения также благоприятно скажется на усвоении точных наук — математики и физики.

При этом также важно ориентироваться на выраженный интерес. Дети начинают играть в серьезные сюжетные игры на компьютерах, им хочется «покопаться» в их устройстве и сделать свою.

Наши курсы по программированию

Программа Starter от Sirius Future рассчитана на детей 7–12 лет. Курс направлен на изучение визуальной среды Scratch. Дети в увлекательной форме знакомятся с цифровой платформой, ее основными возможностями и интерфейсом, осваивают основы алгоритмизации. Программа включает также проектную работу — каждый ученик сможет самостоятельно создать свою разработку, в которой воплотит все полученные знания и навыки.

Курс Advancer для детей 10–14 лет начинается с создания игр в Roblox Studio. Ученики «отрабатывают» каждый этап: от концепции до релиза. Знакомятся с Python, создают авторские программы и игры.

Курс Genius (12–17 лет) позволяет ученикам освоить структурный подход к разработке проектов. Школьники учатся левел-дизайну, пишут скрипты на C# и выпускают собственные игры.

Для максимальной вовлеченности и комфорта все занятия проходят на собственной интерактивной онлайн-платформе. Обучение состоит из модулей, что позволяет планомерно распределять нагрузки. А наши преподаватели не только профи в программировании, но и мастера коммуникации с детьми. Они смогут найти подход к каждому. После завершения курса дети получают именные сертификаты. Выбирайте подходящий формат обучения и «программируйте» будущие успехи ребенка вместе с нами!
Запишитесь на бесплатное
вводное занятие
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Сурия Алиева
Педагог по ментальной арифметике
Образование: Учитель начальных классов
Опыт с детьми: 10 лет

Делитесь интересным с друзьями