Что делать, если ребенок столкнулся с травлей (буллингом) в школе?

Бывает так: ваш ребенок приходит домой и говорит, что одноклассники его дразнят. Или ничего не говорит, но по косвенным признакам:

  • не хочет идти в школьный класс;
  • прогуливает уроки;
  • стал замкнутым, ушел в себя;
  • упала успеваемость —
вы догадываетесь, что что-то не так. Или жертвой стал другой ребенок, а ваш наблюдает ситуацию и не знает, как помочь.

Травля многолика. Она может быть в реальном мире или в интернете. Может наносить физические увечья или только психологические. Для нее нет особых причин, детский коллектив может объединиться против кого-то, например, из-за бедной или слишком дорогой одежды, плохих оценок или просто так, чтобы чувствовать себя сильным и важным. К сожалению, иногда к травле присоединяется учитель. И тогда школа становится адом.
Пегги Мосс, доктор юриспруденции, заместитель директора Центра по предотвращению насилия на почве ненависти (Center for the Prevention of Hate Violence) рассказывает, что общалась с 80-летними людьми, пережившими издевательства в детстве. До сих пор они помнят имена тех, кто мучил их в 1-м классе. И имя того, кто заступился. Эта боль на всю жизнь.

Что такое буллинг?

Международная организация ЮНИСЕФ приводит следующие признаки:

  1. Намерение.
  2. Повторение.
  3. Сила.

Это неслучайное оскорбление, вырвавшееся при конфликте. И не единичный случай выяснения отношения на кулаках. Это намеренное действие одного человека или группы лиц, сделанное, чтобы причинить боль: ударом или оскорбительными словами/поведением, повторяющееся регулярно. По данным ЮНИСЕФ, мальчиков чаще бьют, а девочек травят психологически.

Травля — модель поведения, а не разовый случай. Чаще инициаторами являются негласные лидеры, представители более высокого социального статуса, крупные сильные дети. Жертвами становятся ребята из бедных семей, с разной гендерной идентичностью, ограниченными возможностями, мигранты, новенькие, отказывающиеся играть по правилам лидера, чем-то отличные от других.

С моим ребенком такого не случится!

Эта позиция родителя изначально обречена на провал. Масштабы проблемы огромны: в 2019 году агентство «Михайлов и Партнеры. Аналитика» провело исследование, по результатам которого 52 % из опрошенных 1057 школьников в возрасте от 10 до 18 лет заявили, что испытывали физическое или психологическое насилие в школе. Даже если у вас в семье все хорошо, ребенка могут мучить те, кто растет в атмосфере оскорблений и телесных наказаний. Кроме личного, процветает киберзапугивание: через соцсети, мессенджеры или любую другую онлайн-платформу, где общаются дети. Поэтому первое, что вы должны сделать — убедиться, что ребенок понимает, что такое буллинг в школе и уверен, что к вам можно обратиться за помощью. Будьте для него образцом для подражания, показывайте, как относиться к другим людям с добротой и уважением, как защищать тех, с кем плохо обращаются. Помогайте укрепить уверенность в себе, найти группу друзей с общими интересами. И не бойтесь открыто вставать на защиту, даже если вам кажется, что происходящее несерьезно.

Что делать, если ребенка травят в школе?

Ни в коем случае не предлагать ему бороться одному. Кроме физических последствий издевательств, возможны нарушения эмоционального и психического здоровья:

  • тревожность, депрессия;
  • плохой сон;
  • злоупотребление психоактивными веществами;
  • самоповреждения (селфхарм) — намеренное нанесение себе порезов и ударов и т. д.

В особо тяжелых случаях ситуация выходит из-под контроля. В отчаянии подростки могут попытаться убить себя или напасть на противника.
В практике русского юриста Анатолия Кони был случай, когда судили мальчика-гимназиста за удар ножом одноклассника. Причина: ежедневные оскорбления, мальчик был горбат и каждый день в течение нескольких лет обидчик звал его горбуном. Защитная речь Кони состояла из четырех слов: «Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели». Он повторял ее, пока зал суда не взорвался от ярости, требуя вывести «этого ненормального». После чего Кони подытожил: «А ведь это всего 37 раз. А мой подсудимый слушал годами». Мальчика оправдали.

Как бороться?

Если ребенок рассказал о проблемах в школе, выслушайте его. Без предположений, что он спровоцировал нападки сам. Можно спросить, что он чувствует при этом. Какой его обидчик — без обвинений, просто чтобы узнать больше. Спросите:

  1. Как ты думаешь, что можно сказать в следующий раз?
  2. Что произойдет, если ты это сделаешь?
  3. Что поможет тебе почувствовать себя лучше?

Важно, чтобы он знал, что решает проблему на своих условиях. При вашей полной поддержке.
Если ребенок ни о чем не говорит, вот тревожные звоночки, на которые нужно обратить внимание:

  • Необъяснимые синяки, царапины, травмы.
  • Страх ходить в школу или участвовать в школьных мероприятиях.
  • Раздражительность, беспокойство.
  • Повышенная бдительность.
  • Пропажа гаджетов, личных вещей, денег.
  • Потеря друзей, нежелание общаться со сверстниками.
  • Плохой сон, кошмары.
  • Головные и боль в животе, другие недомогания.
  • Ребенок скрывает историю чатов и серфинга в интернете.
  • Явно расстраивается после просмотра соцсетей или разговора по телефону.
  • Стал агрессивным, со вспышками гнева.

Не устраивайте допрос. Возможно, получится договориться о встрече с психологом. Если он сможет установить доверительные отношения с ребенком, станет легче.

Вопросы школы должна решать администрация. Поговорите с учителем при первых признаках, что школьник подвергается насилию в любом виде. Расскажите, что вы видите, что говорит ваш ребенок и что чувствует при этом. Если время прошло, а ситуация не поменялась, обращайтесь выше: к директору. Если и это не помогло, можно написать обращение:

  • в комиссию по делам несовершеннолетних;
  • уполномоченному по правам ребенка;
  • в Департамент образования.

Травмы нужно обязательно фиксировать в травмпункте. Моральный вред и психологическое состояние ребенка определит психолог в заключении.

Советы для родителей, учителей и самого ребенка

Родители могут научить детей справляться с издевательствами. Не отвечать тем же, а уходить от конфликта, избегать спорных ситуаций. Организовать группу друзей и поддерживать уязвимых. Сдерживать гнев и слезы, сохранять спокойствие. Действовать смело, говорить «Стоп!», если действия одноклассника неприятны, вовремя обращаться за помощью взрослых. Учителю важно понимать психологическую обстановку в классе, быть медиатором. Полезно проводить информационные часы, где рассказывать о буллинге и его последствиях. Устраивать коллективные мероприятия, чтобы сплотить детей и объединить общей идеей.
Делитесь интересным c друзьями: