Когда ребенок освоил счет до 10, наступает важный следующий этап — цифры от 10 до 20. Эта тема помогает выстроить понимание, как устроены числа второго десятка, и закладывает основу для дальнейшего счета и решения задач.
Числа от 11 до 20
Числа от 11 до 20 — это вторая десятка натуральных чисел. Они состоят из двух цифр: первой, которая обозначает десяток, и второй — количество единиц.
Например, 14 — это один десяток и четыре единицы. Такой состав числа важно объяснить ребенку на примерах с предметами, карточками или палочками.
Для дошкольников полезно проговаривать вслух: «Одиннадцать — это десять и один», «Двенадцать — это десять и два». И так далее. Так дети начинают лучше понимать, что каждое число — это сумма уже знакомого десятка и дополнительных единиц.
Запись и чтение чисел от 11 до 20
Научиться правильно читать и записывать числа — важный шаг для ребенка. Одиннадцать, двенадцать, тринадцать — не всегда звучат похоже на то, как они записываются. Поэтому стоит читать вместе, разбирать каждое число по составу и обращать внимание на названия.
Хорошо помогают карточки с числами, схемы, на которых видно, из чего состоит каждое число, а также игры с раскладкой предметов. Так дошкольник быстрее запоминает и число, и его название, и то, как оно выглядит.
Счет в пределах 20
Счет до 20 — это важный навык для детей 5−6 лет. Он дает представление о том, что числа идут дальше, чем 10, и что можно сосчитать больше предметов. Используйте материалы для уроков, прописи, игры и схемы. Считайте с ребенком не только вслух, но и отмечайте каждый предмет, подкладывая, например, палочку или кнопку.
Если малышу уже знакома первая десятка, то учиться дальше будет гораздо проще. Главное — дать опору и практику. Как раз регулярные задания, визуальные подсказки и участие взрослого делают обучение интересным и понятным.
Задания для самопроверки
1. Состав числа. Скажи, из каких двух частей состоит каждое число:
— 13 = десять и ___ — 16 = десять и ___ — 19 = десять и ___
2. Найди число по описанию. Угадай, о каком числе идёт речь:
— Это десять и один. — Это число между 15 и 17. — Это десять и восемь.
3. Пропущенное число. Вставь недостающее число в ряду:
11, 12, __, 14, __, 16, __
4. Расположи числа по порядку. Поставь числа в правильной последовательности:
18, 11, 15, 13, 20
5. Напиши цифрами. Как записать цифрами:
— четырнадцать — одиннадцать — девятнадцать
6. Сколько предметов? Положи перед собой 17 пуговиц, разложи их:
— Сколько десятков? — Сколько единиц?
Приходите на занятия, чтобы подтянуть тему и улучшить оценки