Детская игровая зависимость

Счастливое детство традиционно ассоциируется с развлечениями и играми. Однако дворовые забавы не популярны у подрастающего поколения, как это было 20 и более лет назад. Сейчас родители все чаще сталкиваются с серьезной проблемой — детской игровой зависимостью. Увлечение виртуальной реальностью нередко возникает в дошкольном возрасте, а среди младших школьников носит массовый характер. Иногда оно заходит слишком далеко. С игроманией справиться проще, если между ребенком и родителями доверительные отношения.

Причины зависимости у подростков и детей

Игромания может возникать в случаях, когда сами мамы и папы много времени проводят с гаджетом в руках или за компьютером, подолгу отсутствуют дома, не уделяют внимания сыну или дочери. Ребенок пытается чем-то себя занять. Игровая зависимость у детей и подростков формируется на базе 1 из 4 типов воспитания:

  1. Травмирующего. Ребенок находится в позиции жертвы или агрессора: подвергается физическому или моральному насилию со стороны взрослых или «нападает» на воспитательные приемы родителей. Алкоголь, наркотики и игры позволяют ему уйти от реальности.
  2. Лицемерного. В семье, где старшие часто лгут друг другу и детям, у ребенка возникает чувство стыда и унижения. Он испытывает проблемы самоидентификации. Растерянность в реальной жизни компенсируется цельной личностью героя игры.
  3. Непоследовательного. В таких семьях родители часто меняют требования к детям и не могут договориться о методах воспитания. В итоге у ребят возникает эмоциональный дискомфорт (они не могут понять, что делать, чтобы не вызвать у старших злость). В игре же есть четкие правила, которые при соблюдении приведут к желаемому результату.
  4. Требовательного. К ребенку предъявляются завышенные требования, много от него ожидают. Возникают тревога и сильное напряжение, которым нужен выход. Во время азартной игры дети отвлекаются, происходит выплеск эмоций.

Признаки игромании

Понять, что ребенок игроман, просто. У него снижается интерес ко всем сферам жизни: ухудшаются результаты занятий спортом, школьная успеваемость, появляются проблемы в отношениях с учителями и родителями. К признакам зависимости относятся:

  • раздражение и злость, если нужно отвлечься от игрового процесса;
  • неспособность ребенка определить, как долго он собирается просидеть за компьютером;
  • эмоциональные протесты на просьбу закончить игру;
  • невыполнение заданий по учебе и домашних обязанностей;
  • подавленность при невозможности играть;
  • пренебрежение правилами гигиены;
  • требование денег на игровые обновления;
  • нарушение режима дня: игроман пропускает приемы пищи, поздно ложится;
  • постоянное обсуждение игр в разговорах;
  • улучшение настроения во время «залипания».

Опасность зависимости

Чрезмерное увлечение ребенка компьютером и гаджетами может негативно повлиять на его здоровье. Возникает большая нагрузка на зрение, портится осанка, ухудшается психоэмоциональное состояние. Геймер становится нервным, может развиться перевозбуждение. В запущенных случаях теряется связь с социумом, происходит деградация.

Лечение игромании и профилактика проблемы

Детская игромания не требует вмешательства врачей и медикаментозной терапии. Помощь специалистов нужна, когда, помимо компьютерной «одержимости», есть тревожность, страхи, депрессия или другие зависимости, например алкоголизм или токсикомания. Большинство родителей справляется с проблемой самостоятельно или с помощью детского психолога. Он помогает наладить доверительные спокойные отношения в семье, чтобы ребенку не нужно было больше убегать в выдуманный мир.

Взрослые должны пересмотреть свой стиль воспитания. Чрезмерный родительский контроль и несправедливые наказания вызывают у детей неуверенность в себе и заставляют решать слишком сложные задачи. Тем временем в игре можно сохраниться и легко начать заново. Стоит исключить угрозы, шантаж и приказы. Нужно уважать чувства ребенка, позволять ему высказывать свое мнение, быть самостоятельным, самовыражаться. Тогда он вряд ли столкнется с проблемой зависимости от чего-либо.

Кроме налаживания взаимоотношений с детьми, требуется упорядочение режима дня. Это не значит, что надо резко сокращать привычное время за компьютером. Просто игру постепенно заменят другие развлечения. Чтобы ребенок легче принял новые правила, стоит поговорить с ним и показать свою обеспокоенность его зависимостью, но ни в коем случае не обвинять. Следует объяснить необходимость ограничений (вредом здоровью, учебе и т. п.). Он должен сам выбрать время игры и серфинга в интернете в течение дня, а родители — дистанционно следить за соблюдением договоренности. Введение других увлечений в жизнь ребенка обязательно, но только с учетом его интересов.

Действенный способ отвлечь от игр, вернуть или вызвать любовь к учебе — создать условия, в которых будет не скучно заниматься. Для этого нужно выбирать качественные ресурсы с продвинутыми программами обучения. Например, уроки скорочтения и ментальной арифметики в нашей онлайн-школе способны увлечь с первых минут. С помощью любимых гаджетов ребенок научится быстро и осознанно читать, усваивать большие объемы информации, складывать и вычитать двухзначные и трехзначные числа в уме за короткое время. Занятия проходят в интерактивной форме и не дают заскучать. Успехи повысят самооценку и будут мотивировать ребенка учиться дальше.

Не все игры одинаково вредны

Нет доказательств, что все компьютерные игры без исключения наносят вред детской психике. Небольшое количество времени, проведенное с гаджетом, помогает снять стресс, получить полезные знания, например выучить иностранный язык. Головоломки, текстовые и логические игры, квесты развивают творческое, пространственное и другие виды мышления, учат искать нестандартные решения. Они не несут большой эмоциональной нагрузки, и вероятность развития к ним патологического интереса низкая.

Причинами зависимости могут стать:

  • аркады. Требуют вести интенсивный игровой процесс, быстро переключаться, быть максимально вовлеченным. Из-за чрезмерной активности вызывают нервное напряжение;
  • ролевые игры. Ребенок перевоплощается в героя и погружается в виртуальный мир. Отслеживание его развития, выстраивание отношений с другими персонажами может сформировать зависимость;
  • экшен. В эту группу входят «стрелялки», «файтинги» (драки). Они основаны на использовании персонажем физической силы, требуют проявлений агрессии и злости. Это может провоцировать игроманию у геймера.

Однако и эти игры могут быть частью здоровой, полной жизни. Большинство из них хороши в меру и должны занимать ребенка в строго отведенное время. Зависимости можно не бояться, если человек ведет насыщенную социальную жизнь, а игры являются лишь маленьким дополнением к ней.
Ольга Борисова
Педагог по ментальной арифметике
Образование: Педагог-психолог, педагог-логопед
Опыт с детьми: более 10 лет

Делитесь интересным c друзьями: