Интеллект, виды и развитие

Когда в семье рождается ребенок, родители с первых дней начинают его развивать. Встревоженные бабушки спрашивают: «Еще не ползает?», «А почему не говорит?». Идеальные инстамамы снимают рилз, как их годовалый малыш пишет буквы и считает до десяти. Возможностей для развития сейчас гораздо больше, чем было, например, у наших родителей: индустрия развивающих товаров огромна. Игрушки, книги, образовательные программы обещают сделать вашего ребенка вундеркиндом. А есть ли в этом смысл и не лучше ли дать малышу спокойно расти и познавать мир самостоятельно?

Что такое интеллект?

Когда в семье рождается ребенок, родители с первых дней начинают его развивать. Встревоженные бабушки спрашивают: «Еще не ползает?», «А почему не говорит?». Идеальные инстамамы снимают рилз, как их годовалый малыш пишет буквы и считает до десяти. Возможностей для развития сейчас гораздо больше, чем было, например, у наших родителей: индустрия развивающих товаров огромна. Игрушки, книги, образовательные программы обещают сделать вашего ребенка вундеркиндом. А есть ли в этом смысл и не лучше ли дать малышу спокойно расти и познавать мир самостоятельно?
Историческая справка: одним из первых исследовать интеллектуальное развитие человека стал британский психолог Чарльз Спирмен (1863–1945). Он обнаружил, что люди, успешно справившиеся с одним тестом на умственные способности, как правило, хорошо справляются и с другими. Из этого он сделал вывод, что интеллект — когнитивная способность, которую можно измерить и выразить численно.
Психолог Роберт Штернберг предложил три фактора успешного развития ребенка:

  • Анализ — способность оценивать информацию и решать проблемы.
  • Творчество — способность придумывать новые идеи.
  • Практика — способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

IQ-тест

В начале XX века немецкий психолог Уильям Стерн ввел термин IQ, а Альфред Бине разработал тесты, чтобы помочь французскому правительству выявлять отстающих школьников. Бине первым обозначил понятие умственного возраста как набора знаний и умений, доступных ребенку в зависимости от возраста. Сейчас тесты на IQ широко используют во всем мире, но их результаты могут служить только для общего ознакомления, а не в качестве на 100 % верной оценки. Проще говоря, если ребенок набрал меньше 70 баллов, это не ставит на него клеймо умственно ограниченного, но призывает родителей обратить внимание. Возможно, в каких-то предметах ему нужна помощь.

Виды интеллекта

Американский психолог, профессор Гарвардского университета Говард Гарднер в 1983 году разработал теорию множественного интеллекта. Он разделил его на девять независимых типов, каждый из которых представляет уникальные навыки и таланты:

  1. Визуально-пространственный — человек легко ориентируется в картах, видит по чертежам 3D-модели.
  2. Лингвистически-вербальный — хорошо говорит и пишет, быстро запоминает информацию.
  3. Логико-математический — умеет делать сложные вычисления, отлично справляется с проблемами.
  4. Телесно-кинестетический — танцует, занимается спортом, обладает четкой координацией, ловкостью.
  5. Музыкальный — это хороший слух, чувство ритма, любовь к музыке.
  6. Межличностный — легко общается с другими людьми, разрешает конфликты.
  7. Внутриличностный — понимает себя, свои желания.
  8. Натуралистический — изучает окружающую среду, любит природу.
  9. Экзистенциальный — умеет вести дискуссии, ищет ответ на вопрос о смысле жизни.  

В 1985 году свою теорию предложил Роберт Штернберг. В нее вошли три аспекта:

  1. Аналитический — именно его измеряют тесты IQ. Применяется для анализа проблем и поиска решений.
  2. Творческий — способность выходить за рамки, чтобы создать новые интересные идеи.
  3. Практический — адаптация к требованиям повседневной жизни либо путем изменения себя, либо поиском новой среды для существования.

Социальный и эмоциональный интеллект

Также выделяют еще несколько типов интеллекта:

  • Эмоциональный — способность отслеживать и различать эмоции, свои и других людей. Это очень важно и во взрослой жизни. Например, если вы не распознали и подавили злость, не позволив ей освободиться, она будет копиться внутри и в конечном счете обязательно проявит себя — возможно, в приступе мигрени или в нервном срыве.
  • Социальный — умение общаться и строить отношения с уверенностью и спокойствием. Для этого нужно знать себя и уметь управлять эмоциями. В отличие от эмоционального интеллекта, тут на первом месте не самоанализ, а взаимодействие.

Этапы развития интеллекта

Детские психологи используют теорию, названную в честь швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Он первым обнаружил, что человек проходит несколько уровней интеллектуального роста:

  1. Сенсомоторный — самый ранний, от рождения до 18–24 месяцев. Ребенок открывает окружающий мир, учится манипулировать предметами и видеть связь между действиями и последствиями.
  2. Дооперационных представлений — дети дошкольного возраста, до 7 лет. В игре начинают использовать символы, например, палка может быть оружием.
  3. Конкретных операций — начальная школа, до 11 лет. Понимают сохранение вещества: если воду из высокого и узкого стакана перелить в тарелку, ее останется столько же. Но логическое мышление еще не развито.
  4. Формальных операций — после 12 лет и до взрослой жизни. Подросток умеет применять один и тот же алгоритм к разным задачам, понимает метафоры, может принять другую точку зрения. Решает математические задачи без привязки к условным яблокам и бассейнам, в общем виде.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

На него влияют биологические факторы и окружающая среда. К биологическим факторам относятся, например, органы чувств: если у ребенка нарушен фонематический слух, он не будет различать схожие буквы («б» и «п», «в» и «ф» и т. д.), а это неизбежно приведет к проблемам с грамотностью. Сюда же относят наследственность. Факторы окружающей среды — это, например, возможности обучения. Если дети растут в закрытой помещении без игрушек и общения, их навыки будут намного ниже, чем у сверстников с нормальной жизнью. В эту категорию входит также экономический статус семьи, игры и занятия со взрослыми, общение с родителями и сверстниками и др.

Как развивать интеллект у ребенка?

В первые 2–3 года жизни малышу достаточно простых игр с мамой, папой и сверстниками. Читайте вслух, больше гуляйте, пойте и танцуйте, рисуйте и лепите.
Примерно с 4 лет можно пробовать кружки и упражнения. Среди методик наиболее эффективными считаются:

  • Ментальная арифметика — не просто учит устному счету, в процессе занятий задействованы оба полушария головного мозга. Ребенок начинает мыслить быстрее, находит остроумные решения, открывает лидерские качества.
  • Скорочтение — дети читают с большой скоростью, понимают и обрабатывают большие куски информации «на лету». Им легче справиться с домашними заданиями, больше желания к самообучению, новым знаниям.

Курсы Sirius Future закладывают фундамент для успешного развития интеллекта у детей. Наши выпускники уверенно чувствуют себя в школе, не боятся отвечать, у них нет нелюбимых предметов. Они знают, что могут все, и с легкостью берут новые вершины. А мы помогаем им поверить в себя и даем опору для побед.
Виктория Шерстобитова
Педагог по математике и ментальной арифметике
Образование: Педагог
Опыт с детьми: 10 лет

Делитесь интересным c друзьями: