Почему дети вырастают безответственными и как помочь им стать самостоятельными

Слово «самостоятельность» образовано из двух — «сам» и «стою». Примерно в год у ребенка появляется желание сначала встать на ноги, а чуть позднее начать ходить. В возрасте 2,5–3 лет дети начинают активно использовать фразу «Я сам». Это время психологи называют кризисом трехлеток — малыш идентифицирует себя как личность с собственной волей и хочет в меру своих сил и умений действовать отдельно от взрослых.

Самостоятельность у детей — это:

  • ответственность в принятии решений без запроса помощи извне;
  • выполнение действий без оглядки на чужое мнение;
  • свобода от постороннего влияния;
  • выполнение задуманного по собственному плану.

Воспитание самостоятельности — своего рода искусство. Родители сначала научают малыша необходимым навыкам, а затем постепенно разрешают ему все больше и больше, позволяют учиться на ошибках, считаются с детской точкой зрения.

Ошибки родителей, или как у детей формируется несамостоятельность

Тревожные родители стремятся опекать ребенка всю жизнь. Называется такое поведение гиперопека. Именно она становится основной ошибкой в воспитании, лишает человека собственного мнения и возможности принимать решения. Если ребенка приучают подчиняться, он вырастет несамостоятельным.

Распространенные ошибки родителей:

  • Независимо от возраста воспринимают детей маленькими и незрелыми. Навязывают свое мнение, которое всегда считается правильным.
  • Воспитывают покладистого ребенка, который покорно выполняет команды, не задумываясь над смыслом. Ставить задачи и самостоятельно решать их он никогда не научится, но будет отличным исполнителем.
  • Вторгаются в личное пространство.Когда родители заходят в детскую без стука, выворачивают карманы, роются в личных вещах, ребенок растет с мыслью, что он ничего сам не контролирует.
  • Подавляют самостоятельность. Эффективный способ избежать ошибок и конфликтных ситуаций в семье. Но такое воспитание удобно только родителям.
  • Наказывают за неправильное выполнение задачи. Освоение нового навыка сопряжено с неудачами. Когда малыш только учится мыть посуду, разбитые чашки и тарелки — не редкость. Если ругать за каждую провинность, всякое желание действовать самостоятельно пропадет.
  • Обесценивают труд — переделывают задачи на глазах сына или дочери. Проявлять инициативу бесполезно, ведь мама все равно сделает лучше. Так формируется инфантильность.
  • Не дают почувствовать последствия своих действий. Родители в последний момент бросаются на выручку, например, делают за ребенка невыполненное домашнее задание. Но для воспитания ответственности гораздо важнее получить расплату в виде порицания учителя.
  • Навязывают собственные решения, постоянно подсказывают, как лучше сделать. При таком подходе самостоятельность не успевает сформироваться.
  • Повелевают вместо общения на равных. Подобное воспитание приучает человека быть послушным, исполнительным, но исключительно из-за боязни услышать порицание или получить наказание, а не потому, что он сам понял суть проблемы.
  • Максимально загружают день, не оставляя свободного времени на игры и общение со сверстниками. Такое воспитание приводит к формированию ответственной, но малоинициативной личности.

Некоторые родители ожидают от детей достижений, которые не соответствуют возрасту, а промежуточные небольшие успехи игнорируют. Они могут требовать от трехлетки умелого завязывания шнурков, хотя такой навык формируется к четырем годам, раздражаться, если действие не выполняется, при этом ни разу не похвалить за умение одеваться и застегивать молнию.

Формирование самостоятельности в разных возрастах

С полутора до трех лет малыш осваивает важные навыки самообслуживания. Мама учит его умываться, одеваться, убирать на место игрушки.

3–5 лет — непростой возраст, когда происходит «бунт самостоятельности». Развитие малыша идет ускоренными темпами, желание стать взрослым переходит разумные пределы, а воспитание дается многим родителям с большим трудом. Маленький человечек стоит на своем, даже когда понимает собственную неправоту. Важно, чтобы взрослые проявили максимум терпения и гибкости. Психологические травмы, полученные в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Навыки ребенка в 3–5 лет: уход за собой, помощь по дому, забота о домашнем животном.

В 6–12 лет при правильном воспитании человек самостоятелен в вопросах самообслуживания и учебы — планирует время, собирает портфель, выполняет домашние задания, имеет собственный круг обязанностей по дому, ухаживает за домашним животным, уважает взрослых.

Возраст 12+, или пубертат, — это личностная самостоятельность. Период важно пройти вовремя. Если ранее воспитание шло правильно, в подростковом возрасте проблемы маловероятны. Однако не исключены конфликты. Подросток хочет максимально сепарироваться от родителей, а воспитание считает ненужным и назойливым.

Как воспитать самостоятельность в ребенке

Родители — основные проводники ребенка во взрослый мир. И они должны помочь ему стать самостоятельным. Для этого нужно:

  • оставлять не менее одного, а лучше двух свободных часов для занятий любимым делом;
  • помогать только после просьбы, не становиться заменой, а подсказывать, как сделать задачу самостоятельно;
  • уменьшить контроль, не спешить на помощь — дать встретиться с последствиями невыполнения задачи;
  • развивать самые разные навыки;
  • давать советы по запросу, а не когда захочется;
  • стимулировать принятие самостоятельных решений;
  • воспитывать собственным примером.

Также нужно обязательно хвалить за старание, с малого возраста привлекать к выполнению домашних обязанностей и советоваться по элементарным вопросам, чтобы показать, насколько детское мнение важно взрослым.
Мирослава Коваленко
Педагог по ментальной арифметике
Образование: Дошкольный педагог и лингвист
Опыт с детьми: более 9 лет

Делитесь интересным c друзьями: