Классическая литература для детей

Почему дети не читают классику? Сегодняшняя молодежь растет в совершенно другой литературной среде, чем их родители. Это показывает беглый просмотр любого современного рейтинга популярных детских книг. С полок исчезли «Война и мир», «Преступление и наказание» и другие признаки «самой читающей страны в мире». Да и самих шкафов сильно поубавилось. По заветам знаменитого организатора пространства и мастера уборки Мари Кондо, в доме должно быть не более 30 книг. Если томик хранится больше полугода, от него надо избавляться, а новинки и периодику можно читать в электронном виде.

Но вернемся к классической литературе. Диккенс, Толстой, Достоевский, Дефо, Верн — современные дети часто даже не знают этих фамилий. Они изучают «Дневник слабака», приключения Тома Гейтса, Стива, попавшего в «Майнкрафт», и другие вещи с забавными героями, близкими им по духу и увлечениям. Так зачем им вообще нужна классика?

Еще со школы мы помним, что классическая литература — скучно, уныло, устарело и вообще «не про людей». И действительно, ребенку в шестом классе сложно проникнуться проблемами Дубровского, в восьмом — найти скрытый смысл в стихотворениях Цветаевой, в десятом — понять все нюансы взаимоотношений Анны Карениной, трагедию Обломова, оценить ситуацию в «Грозе» и «Бесприданнице». Тут две причины. Во-первых, система преподавания: учителя часто не заинтересованы в том, чтобы действительно разобрать смысл произведения, устроить дискуссию, принять разные мнения. А во-вторых, для чтения литературы подобного уровня действительно еще рано. Попробуйте перечитать классические романы сейчас — в 20, 30, 40 лет. Уверяем, вы откроете в них много нового.

Какая польза от чтения классической литературы?

  • Обогащает язык, расширяет кругозор. Великолепный слог русских писателей и поэтов: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова — развивает культуру речи, делает ее грамотной, тренирует зрительную память. У ребенка будет меньше ошибок на письме. Такое чтение способствует правильному изложению мыслей.
  • Помогает лучше понимать людей. В классической литературе обыгрываются сотни жизненных ситуаций. Читая о них, мы разбираем мотивы героев, цели, а также бессмертное «что хотел сказать автор?». Это нужно для освоения азов психологии, навыка видеть за словами и поступками истинные причины, находить подход к собеседнику.
  • Отправляет в прошлое или в будущее. Читая хорошую литературу, мы путешествуем по страницам книги, оказываясь то в царском Петербурге, то в лесах Поволжья, то в Москве конца XXI века.
  • Расслабляет и дает гурманское удовольствие. Проходные детские романы можно сравнить с фаст-фудом — быстро, вкусно, но ничего хорошего. Классика же похожа на устриц или сыр с благородной плесенью. Эти деликатесы редко кто может распробовать с первого раза, но потом от них невозможно отказаться. Так и с классической литературой. Достаточно один раз поймать настроение и увидеть ее красоту, чтобы сохранить это чувство на всю жизнь.

Примеры произведений классической литературы для детей

Знакомить ребенка с хорошими книгами нужно с самого раннего возраста. Например, пушкинские сказки можно читать уже с рождения. Понятно, что малыш не уловит смысл, но ритм и плавная, как музыка, поэзия ему понравятся. Самые знаменитые: сказка о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке.

Поучительные истории Толстого из цикла «Детям», возможно, уже утратили актуальность. В наше время школьникам сложно понять, зачем мать посчитала сливы перед обедом и почему маленького мальчика так обманули, чтобы заставить признаться. Но это — повод обсудить нравы, методы воспитания и многое другое.

«Каштанка» Чехова может быть сложной для чувствительного ребенка. Но это история о преданности, любви, взаимоотношениях человека и животных. Еще один классический рассказ, рекомендуемый школьникам к обязательному прочтению, — «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича. Но это тоже литература не для всех. Он короткий, но тяжелый, грустный. Советуем читать его вместе с родителями и обязательно обсуждать каждый момент. Зачем? Чтобы изучить сострадание, сопереживание, сформировать эмпатию.

А вот теплые, полные любви и нежности «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка понравятся всем детям. Автор написал их для своей маленькой дочки. В них оживают цветы, игрушки, разговаривают животные и насекомые. Отличная литература, чтобы читать перед сном.

Басни Крылова тоже можно читать с раннего возраста — примерно с трех лет. Малыши будут смеяться историям о хитрой лисе и глупой вороне, о проказнице-мартышке и лентяйке-стрекозе. Дети постарше задумаются над смыслом и моралью.

Рассказы Куприна про животных подойдут для школьников 8–12 лет. В них есть о чём поговорить, где улыбнуться. И, конечно, потрясающий язык Куприна: он говорит очень честно, открыто, без приукрашиваний и реверансов, и этим покоряет своего читателя с первых слов.

Певучие «Уральские сказы» Бажова знакомят с фольклором, великолепной природой края. Его персонажи — живые, абсолютно реальные, в них веришь безоговорочно.

Поставим рядом «Городок в Табакерке» Одоевского и «Черную курицу» Погорельского. Обе истории — сказочные, о тайном месте, где находится другой мир и живут волшебные человечки. В «Табакерке» изучают устройство механизма: что и как работает, почему нельзя делать то, что запрещено. В «Черной курице» — какие последствия могут быть, если сделать это, и почему, если они коснулись не тебя, еще больнее.

Повесть Алексея Толстого «Детство Никиты» — счастливое и безоблачное, частично автобиографичное повествование о жизни девятилетнего мальчика. Книга написана написана в 1920 году — больше 100 лет назад. Несмотря на это, она по-прежнему отзывается у маленьких читателей узнаванием и пониманием переживаний и мыслей героя.

Конечно, этот список далеко не полный и составлялся в первую очередь по нашим личным предпочтениям. Например, мы не включили рассказы Пришвина: как нам кажется, его описания природы рассчитаны не на малышей, а на взрослого читателя. Мы старались подобрать примеры классической литературы, которые будут приятны и понятны ребенку.

Бумажные книги или электронные: какие выбрать?

Если ребенок проглатывает одну книгу за другой, выгоднее купить электронную «читалку». А самые любимые литературные произведения приобретать в красивых подарочных изданиях. Но если речь о том, чтобы научить читать и привить любовь к книге, мы голосуем за печатные экземпляры.

Почему бумага лучше?

  • Ее можно подержать в руках, услышать шелест страниц, вести пальцем по строчкам, отмечать карандашом важные мысли.
  • Иллюстрации удобнее рассматривать в напечатанном варианте. А если это панорама с окошками и вкладками, тут просто нет выбора.
  • Если ребенок, отчаявшись прочитать список литературы на лето, запустит ненавистной книгой в стену или в окно, с бумагой ничего не случится. А электронной «читалке» придет конец.

Интересный момент: некоторым людям нравится читать в цифровом варианте еще и потому, что не видно объема. Толстая напечатанная книга может отпугнуть еще до начала. А в электронной версии не видно, сколько прочитано и сколько осталось.

Как привить ребенку интерес к классической литературе

В семье любителей книг малыши обычно начинают читать сами, повторяя за родителями. Остается только подсовывать им нужные материалы. Если условную «Войну и мир» никак не получается осилить, можно читать кусками, самые интересные моменты. Возможно, школьник увлечется и прочитает остальное. Можно попробовать аудиокниги. Выбирайте начитку профессиональных актеров или радиоспектакли, чтобы плохая дикция или отсутствие выражения не испортили впечатления. Если вам что-то нравится из классики, рассказывайте об этом, цитируйте отрывки, объясняйте, почему вам это интересно. По возможности ходите на спектакли по произведениям классиков, посещайте театрализации, пробуйте смотреть кинофильмы.

Не нужно читать весь список литературы. Если какие-то вещи не «заходят», вполне достаточно ознакомиться с кратким содержанием. Договаривайтесь: сегодня учебник, завтра — новый комикс. И не грузите сборниками сочинений — лучше возьмите в библиотеке красочную, хорошо иллюстрированную версию нужного рассказа.

Почему «Скорочтение» помогает полюбить литературу?

После курса скорочтения в Sirius Future скорость вырастает минимум в два раза. При этом полностью сохраняется способность понимать и пересказывать текст. Если обычному школьнику на «Обломова» нужно около 12–13 ч., скорочитающему — шесть. Он прочтет всё за неделю, тратя меньше часа в день. Кроме того, метод скорочтения прививает любовь к книгам, помогает совершить погружение в фантазийную реальность. Сами подумайте: как можно оказаться в мирах Толстого или Булычева, если зависаешь на каждом предложении и спотыкаешься на новых словах? А если взгляд скользит по строчкам вслед за мыслью автора, вы переживаете события вместе с персонажами и не можете остановиться.
Делитесь интересным c друзьями: