Польза и вред мультфильмов для детей дошкольного возраста

Мультики для ребенка — окно в мир. Они знакомят с нормами этики, морали, прививают определенные модели поведения. Развлекают и дают отдохнуть от развивающих занятий. С их помощью дети познают многообразие мира, учатся решать жизненные задачи разными способами, обдумывать свои действия, различать добро и зло. При этом исследования подтверждают, что есть и негативное влияние мультиков. Поговорим обо всем по порядку.

Польза

Хорошие мультфильмы — настоящие помощники родителей в воспитании ребенка. Если правильно организовать режим просмотра и с умом подобрать репертуар, они станут мощным элементом развития:

  • Мультики заставляют думать, делать логические выводы, фантазировать, искать причинно-следственные связи.
  • Нередко малыши узнают новые слова и их значение, термины и факты благодаря любимым героям.
  • Занимательные сюжеты и разные персонажи расширяют кругозор и умножают знания.
  • При просмотре мультфильмов дети становятся виртуальными соучастниками событий, примеряют социальные роли, дают оценку героям и их поступкам.
  • Ребята получают жизненный опыт: играть с огнем — нельзя, обижать других — плохо, помогать и заботиться — благородно.

Да и вообще, мультики — это интересно и занимательно. Хорошая добрая картина может стать отличным способом провести досуг. Телесеанс успокоит разбушевавшегося малыша, отвлечет, переключит его внимание. А мамы и папы смогут посвятить немного времени домашним делам.

Чтобы мультфильмы приносили пользу, они должны соответствовать возрасту и интересам детей. Следует всегда предварительно просматривать их самому для определения смысловой нагрузки конкретного видео. Время с телевизором или гаджетом стоит ограничивать. Мелькание изображений на экране и некоторые сюжеты перевозбуждают нервную систему маленьких зрителей.
Кстати, с ментальной арифметикой ученики Sirius Future знакомятся тоже с помощью мультиков. На первом уроке дети встречаются с главными героями. Приходит понимание, зачем им заниматься и как помочь космическому псу Сири и его друзьям своими знаниями. Каждый урок имеет сюжет, который предполагает выполнение определенных задач в игровой форме. В конце курса ребят ждет мультфильм о том, как они вместе с героями преодолели все препятствия, спасли хозяина Сири и их волшебный мир.

Вред

Мультфильмы могут быть не только полезными. Вероятный вред условно делится на физиологический и эмоционально-психический.

На первый план выходит нагрузка на позвоночник и глаза. Если ребенок очень долго и близко смотрит в экран, особенно если качество картинки плохое, портится зрение. Неудобные и нефизиологические позы приводят к проблемам с осанкой, нарушению подвижности плечевых суставов и другим заболеваниям.

Повышенная раздражительность и возбудимость, головные боли, усталость тоже могут быть следствием длительного просмотра мультиков. Психологи говорят, что некоторые картины способны не просто замедлить или нарушить, а остановить развитие ребенка. Это касается как содержания, так и графики/анимации. Зрительные образы оказывают мощное воздействие.

Когда можно начинать смотреть мультики

Специалисты считают, что детские передачи стоит показывать, когда сыну или дочке исполнится три года. До этого возраста ребята развиваются психомоторно. Мозг малыша работает тогда, когда он взаимодействует с какими-то объектами или, например, слышит мамин голос во время чтения. Если ребенок смотрит мультики с младенчества, есть вероятность, что его развитие будет неполноценным. Особенно это касается речи.

Ограничения по времени просмотра

Согласно требованиям ВОЗ детям дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) рекомендовано тратить на мультфильмы суммарно не более 30 минут за один день. Ребятам с 7 до 10 лет — 30–50 минут. Старшим (11–18 лет) — от 1 до 3 часов.

Рекомендации по выбору мультфильмов

Здесь практически все зависит от ребенка: его интересов, увлечений, мировоззрения, возраста. Что нравится и подходит одним, может оказаться неподходящим для других.

Мы собрали подборку вариантов, наиболее часто рекомендуемых родителями: «Лунтик», «Малышарики», «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фунтик», «Ну, погоди!», «38 попугаев», «Винни Пух», «Карлсон», «Дюймовочка», «Маугли», «Котенок по имени Гав», «Простоквашино», «Бременские музыканты», «Умка». Музыкальные мультфильмы — особая категория в этом списке. Как правило, они лучше запоминаются и воспринимаются.

Современное подрастающее поколение коренным образом отличается от предыдущих. Оно живет в совсем другом мире, и старые советские мультфильмы для него становятся все менее интересными и актуальными. Многие психологи выступают категорически против нынешних картин. Но среди них много и хороших. Главное — уделить время и сделать качественную подборку.

Совершенно точно нельзя включать детям:

  • мультики с элементами жестокости, когда сюжет полон агрессии, драк персонажей;
  • с неверной трактовкой понятий добра и зла. Например, когда отрицательный герой представляется хорошим, и наоборот. Плюс сюжеты, где злодеи избегают ответственности за поступки;
  • с перенасыщенным визуалом. Громкие неожиданные звуки и постоянно меняющиеся яркие изображения перегружают психику.

Памятка для родителей

Если вы хотите, чтобы мультфильмы приносили только пользу, соблюдайте эти простые рекомендации:

  • Просматривайте картины сами, прежде чем показывать детям.
  • Главный герой должен быть положительным.
  • Анализируйте сюжет в целом и отдельные сцены: нет ли в них того, что вы бы не хотели показывать малышу.
  • Соотносите события на экране с возрастом ребенка. Поймет ли он переживания героев? Если нет, отложите мультик на время.
  • Если вы заметили, что ребенок повторяет за отрицательными персонажами, оградите его от этого контента. Это поможет избежать негативного влияния на детскую психику.
  • Не используйте гаджет или телевизор в качестве няни, если нужно чем-то занять малыша.
  • Периодически проверяйте, не сформировалась ли у ребенка зависимость от мультиков. На это указывает потребность смотреть их фоном (во время игр, еды, перед сном). Если это произошло, исключите телевизор.
Делитесь интересным c друзьями: