Польза настольных игр для развития детей

Педагоги и психологи уверены, что игра — естественный способ развития ребенка. Увлекательное занятие не дает малышу заскучать, не требует силы воли или дополнительной мотивации. В процессе тренируются многие навыки, которые пригодятся в жизни, развиваются мыслительные и двигательные функции.

Все настольные игры для маленьких детей решают несколько задач одновременно:

  • учат общаться и продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми — взрослыми или сверстниками;
  • тренируют усидчивость, помогают справиться с неуемной энергией;
  • учат самостоятельно принимать решения и предполагать, как поведет себя соперник;
  • воспитывают целеустремленность и любовь к самому процессу достижения результата.

Приятное отличие настолок от других игр в том, что они интересны и для взрослых. Это отличный повод собраться всей семьей, провести время вместе весело и с пользой.

Какие навыки развивают?

В книжных, специализированных магазинах или интернете можно купить тысячи разных игр. Они отличаются по тематике, механике и тому, какие навыки тренируют. Достаточно прочитать несколько аннотаций, и вы обязательно найдете подходящий вариант.

Аналитическое и стратегическое мышление

В ходе игры участники продумывают ходы наперед, чтобы в конце выиграть. Стратегии для детей постарше часто требуют умения прогнозировать. Какие карты или костяшки на руках у соперников? Какой ход мама или папа сделает в следующий раз? Как лишить соперника преимущества? Решая такие задачи, ребенок тренирует логику и мышление, выстраивает причинно-следственные связи.

Особенно полезно, если в процессе игры он проговаривает свои действия и причины, по которым выбирает тот или иной ход. Рефлексия, анализ собственных поступков положительно сказываются как на мышлении, так и на развитии личностных качеств.

Математические способности

Многие игры — от самых простых до экономических стратегий — тренируют навыки счета. Самым маленьким понравится считать точки на гранях кубика или фигурки в домино. Ребятишкам постарше интересно подбирать слова по числу букв в «Эрудите» или отслеживать деньги в банке в «Монополии».

Пространственное мышление

По последним исследованиям, пазлы, кубики и другие подобные игры развивают пространственное мышление лучше, чем рисование, лепка, езда на велосипеде или самокате. Сопоставляя детали мозаики или выстраивая цепочки из домино, ребенок осваивает направления, тренирует ориентацию и представление предметов в трехмерном измерении.

Познавательные способности

Каждая игра — это особый мир со своим сюжетом, экспозицией, тематикой. Из них дети узнают много нового: значения незнакомых слов, факты из истории и культуры разных народов, особенности животного и растительного мира, назначение тех или иных предметов, устройств, приборов.

Творческое мышление

Многие игры построены вокруг ассоциаций или умения представить конечный результат. Они развивают фантазию, воображение, способность моделировать те или иные жизненные ситуации, а это, в свою очередь, дает мощный толчок в становлении интеллектуальных способностей.

Память и внимание

Чтобы выиграть, нужно постоянно удерживать в памяти правила, условия текущего кона или хода, карты или фишки, которые были у соперников, и еще много вещей. В отличие от скучного заучивания стихов или песен, в этом случае у ребенка есть мотивация, и запоминание происходит естественно. Внимание необходимо, чтобы не пропустить свой ход и выбрать оптимальное решение с учетом всех факторов.

Речь и словарный запас

Игры с опорой на ассоциации и объяснения, а также «Эрудит» отлично расширяют лексический запас. Ребенок запоминает новые слова, которые используют другие, и может попросить помощи у старших, если не хватает средств для объяснения.

Двигательные навыки

Детям нужна ловкость, правильная координация глаз и рук, чувство баланса, чтобы передвигать фишки по полю, удерживать маленькие фигурки или достигать равновесия. В некоторых играх, например в «Дженге», точные движения — обязательное условие победы.

В процессе задействуется мелкая моторика, которая напрямую связана с развитием мозга. Чем активнее и точнее работают пальчики ребенка, тем успешнее он осваивает речь и другие мыслительные навыки.

Концентрация и усидчивость

Уже с первых опытов ребенок понимает, что без внимания выиграть не удастся. Это помогает с каждым разом все лучше и лучше концентрироваться на происходящем. Если сначала внимания хватает на один короткий раунд, то опытные «игроки» все чаще просят повторить партию.

Регулярные игры за столом в компании семьи или друзей готовят ребенка к школе, позволяют легче переносить уроки по 30–40 минут уже в начальных классах.

Коммуникативные навыки

Даже застенчивые мальчики и девочки раскрываются, когда играют со сверстниками или взрослыми. Увлекательный процесс объединяет, позволяет найти новых друзей, учит кооперации, уважительному и свободному общению.

Чему можно научиться играя?

Помимо развития мозга, памяти и тренировки усидчивости, игры учат полезным для повседневной жизни вещам:

  • выражать свои мысли — подбирая ассоциации или объяснения для какого-то явления, ребенок аргументирует свою точку зрения;
  • следовать правилам — на примере игры малышу проще объяснить понятия «можно» и «нельзя», показать смысл конвенциональных норм;
  • соблюдать очередность — привыкнув ждать своего хода в игре, сын или дочка будут меньше перебивать собеседника или выкрикивать ответ на уроке, если спрашивают не их;
  • принимать поражение — в игровой обстановке ребенку проще научиться проигрывать без обид и не опускать руки перед трудностями;
  • учитывать удачу и везение — мальчики и девочки принимают, что иногда все решает случай и в этом нет ничего «нечестного».

Все эти знания и умения в процессе игры приходят естественным образом. А значит, и вы, и ребенок экономите много времени и сил.

Виды настольных игр

Настольных игр такое множество, что одной классификацией не обойтись. В зависимости от используемых предметов или механики выделяют:

  • карточные — например, «Уно»;
  • игры миниатюр — железная дорога, сражения солдатиков;
  • с игровым полем — шахматы, нарды, шашки;
  • с плитками — домино;
  • ролевые — «Мафия»;
  • игры с бумагой и карандашом — «Крестики-нолики», «Морской бой».

Помимо игр, где участники действуют каждый за себя, существуют командные и кооперативные. В первых соперники объединяются в группы, каждая из которых стремится выиграть. В случае кооперации все участники стараются ради общей цели и выигрывают, если расклад состоялся, колода опустела или достигнута другая задача.

Еще один критерий, который нужно учитывать, — цель игры. Если вы хотите повеселиться и устроить шуточное соревнование, выбирайте азартные игры. В них успех во многом зависит от случая, а не определяется навыками или продуманной стратегией. Интеллектуальные игры, которые требуют анализа ходов, подбора тактик, прекрасно тренируют мышление и подходят для развивающих занятий. «Дженга» и другие варианты, предполагающие точность движений, реакцию, скорость, координацию, помогают в тренировке физических навыков.

По тематике игры можно разделить на экономические («Монополия»), приключенческие («Дети Каркассона», «Колонизаторы»), спортивные (настольный футбол или баскетбол) и другие.

Популярные игры для разных возрастов

Предлагаем несколько хороших идей для увлекательного и полезного семейного досуга.

«Уно»

Детская версия знаменитой карточной игры подходит для веселых баталий с друзьями или родителями. На картах изображены яркие животные, помимо привычных цифр. Можно играть в нескольких режимах: полной колодой для подрастающих ребятишек или сокращенной для самых маленьких.

Тематический аналог, основанный на классической механике Уно, игра «Юный Свинтус». Правила схожие, а в конце раунда надо кричать «Свинтус!»
Возраст: с 3 лет.
Количество игроков: 2–4.
Продолжительность партии: от 15 минут.

Правила:

  • игроки получают по 7 карт;
  • каждый ходит по очереди по часовой стрелке;
  • карты разыгрывают или сбрасывают по одному номиналу или одному цвету;
  • добор делают из колоды;
  • первый игрок, на руках которого осталась одна карта, должен крикнуть «Уно!», чтобы выиграть.

Полезна для развития внимания, скорости реакции, памяти и концентрации.

«Детство барабашки»

Веселые приключения барабашки и его деревенских друзей.

Возраст: с 4 лет.
Число игроков: 2–6.
Продолжительность партии: 15 минут и дольше.

Правила:

  • игроки поочередно переворачивают карты из колоды;
  • нужно определить, кто из персонажей изображен в правильном цвете, и схватить подходящую фигурку;
  • если правильных героев несколько, нужно выбрать всех.

Развивает скорость реакции и находчивость. Простые правила и забавные персонажи нравятся ребятишкам.

Alias

Аналог взрослой Alias с теми же правилами, адаптированный к детскому словарному запасу и интересам. Главная задача заключена в слогане: «Скажи иначе».

Возраст: с 4 лет.
Количество игроков: 4 и больше.
Продолжительность партии: от 30 минут.

Правила:

  • игроки делятся на пары или команды;
  • участник объясняет своим компаньонам слова из карточек под определенным номером;
  • нельзя использовать однокоренные слова, можно — синонимы, антонимы, прямой перевод, если игра направлена на изучение иностранного языка;
  • побеждает команда, у которой больше отгаданных слов.

Подходит для расширения словарного запаса, развития воображения, ассоциативного и логического мышления, скорости реакции, умения работать в команде.

«Дженга»

Присутствует во всех топах и рейтингах, также известна как «Башня». Способна объединить за одним столом всю семью — от дошкольников до бабушек и дедушек. Игру можно купить «на вырост» — самые маленькие смогут строить из брусков башни или другие фигуры.

Возраст: с 6 лет.
Количество игроков: от 1 и больше.
Продолжительность партии: от 1 минуты.

Правила:

  • на столе выкладывается башня из всех брусков — по три в ряд с изменением направления на каждом «этаже»;
  • игроки ходят по очереди по часовой стрелке;
  • задача — одной рукой вытянуть любой брусок, кроме верхних, и переместить его наверх, чтобы башня не упала;
  • проигрывает тот, на ком конструкция рассыпалась.

Полезна для развития аналитического и пространственного мышления, скорости реакции, внимания, координации движений и ловкости рук, чувства равновесия.

«Эрудит», или Scrabble

Классическая игра на развитие речи, расширение словарного запаса с поправкой на возраст игроков. Дети постарше играют традиционными костяшками с полным алфавитом, малыши — специальным набором с картинками и некоторыми буквами.

Возраст: с 6 лет.
Количество игроков: 2–4.
Продолжительность партии: 15 минут и дольше.

Правила:

  • каждый получает по 7 костяшек;
  • за ход можно составить несколько слов, первое из которых должно проходить через центральную клетку;
  • горизонтальные слова читаются слева направо, вертикальные — сверху вниз;
  • очки рассчитываются в зависимости от цены каждой буквы в новом слове.

Учит составлять слова из отдельных букв, расширяет кругозор, тренирует память и воображение, скорость реакции.

Не только игры — в Sirius Future

Настольные игры — отличное подспорье в раннем развитии. Но если вы хотите дать ребенку базу для учебы и успехов в жизни, конкурентное преимущество перед сверстниками на всех этапах, не обойтись без системного подхода.

В основе наших курсов часто лежит формат игры, чтобы ребенок проще усваивал информацию, а обучение проходило легко и с удовольствием. Все упражнения, несмотря на увлекательность, подчинены общей цели и вписаны в индивидуальную развивающую программу. Учиться основам арифметики можно с 3 лет, чтению — с 4 лет. Для школьников подходят программы ментальной арифметики и скорочтения.
Делитесь интересным c друзьями: