Сингапурская математическая школа – причины успеха

По данным последнего международного исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (проводится каждые четыре года, последнее в 2019 году), сингапурские ученики снова первые. Отрыв от российских школьников составил почти 100 баллов. Возникает вопрос: что такого особенного в сингапурской системе и что она даст нашим школьникам?


В рейтинге PISA — международной программы оценки достижений школьников в 15 лет — за 2018 год (проводится каждые три года) Сингапур занял второе место по всем дисциплинам, уступив только Китаю. Это стабильный результат: по суммарным данным за 2005–2018 годы, сингапурские ученики входят в ТОП-5 лучших. Даниэль Бриллон, директор Singapore Math Inc., рассказывает, что с 1980-х гг. в сингапурских школах применяется новаторский подход к преподаванию математики. Учебная программа фокусируется на решении задач с помощью картинок, схем, диаграмм. До перехода школьники даже не попадали в международные рейтинги по математике. Прорыв совершился буквально за 10–15 лет.

В чем причины мирового успеха сингапурской школы математики?

  1. Сингапурский метод преподавания. Математика и естественные науки являются основными предметами в Сингапуре. В 1980-х министерство образования поручило группе учителей разработать принципиально новые учебные материалы. Учителя изучили последние исследования в области бихевиоризма, побывали в школах Канады, Японии, чтобы сравнить опыт. На основании полученных данных, стремясь уйти от механического заучивания и сосредоточиться на понимании формул и алгоритмов, группа выпустила новые учебники. На их труд повлияли материалы специалиста по когнитивной психологии Джерома Брунера, который считает, что люди учатся в три этапа: используя реальные объекты, потом картинки, потом символы. Акцент на моделировании математических задач с помощью наглядных пособий. Сингапурская математика не требует от ребенка знать все — он учится думать как математик.
  2. Уровень подготовки учителей. Только 5 % лучших выпускников Национального института образования имеют право преподавать. Они продолжают учиться и работая, постоянно проходят проверки для отслеживания прогресса. Кроме того, сингапурским учителям хорошо платят, по данным Varkey Foundation Global Teacher Status Index 2018 года (проводится раз в пять лет), годовая зарплата учителя младших классов составляет чуть больше 50 тыс. долларов США. Это делает преподавание привлекательным вариантом карьеры для действительно талантливых людей. Лучшие из них могут претендовать на бонусы и дополнительные вознаграждения.
  3. Отношение к образовательному процессу как детей, так и учителей. У учителя математики достаточно свободы, чтобы оценивать свою работу, присутствовать на уроках коллег. У него нет такой административной нагрузки, как в российских школах. Детей оценивают не только за результат, но и за приложенные усилия. Педагоги считают, каждый ребенок способен достичь любых целей, все зависит от того, как ему это преподают и что он делает для этого. Учитель следит за всем классом и быстро реагирует, если видит, что у кого-то возникли сложности, а не ждет, пока легкое непонимание перерастет в проблему. Во многих сингапурских школах детей мягко уводят от гуманитарных наук, подталкивая к технике, например, уроки математики тесно связаны с информатикой, робототехникой.

Эффективность сингапурского метода доказана исследованиями

В 2012 году Кевин Махони, аспирант Северо-Восточного университета Бостона, штат Массачусетс, провел исследование, в котором изучил влияние сингапурских методов обучения на американских школьников. Всего 8 занятий дали значительные успехи, в исследовании Махони говорит, что к концу эксперимента участники (дети 9–10 лет) смогли решить текстовые задачи, с которыми не справлялись до исследования. Правильно нарисованная модель приводила к правильному решению в 92 % случаев. Внедрение сингапурской математики в образовательный процесс эквивалентно одному дополнительному месяцу обучения в году.

Особенности метода сингапурской математики

  • Фокус на понимании. Сингапурская учебная программа рассматривает меньшее количество тем, чем в России, но более глубоко. Школьники не просто решают уравнения, они понимают, как это работает и для чего может пригодиться.
  • Максимум визуализации. У нас тоже изучение математики начинается с предметов — сосчитай яблоки, желуди, конфеты. После чего идут примеры, 2 + 2 = 4. Сингапурская математика вводит промежуточный этап: посмотри, нарисуй, запиши пример. Ученики, разобравшись со счетом «на пальцах», используя пуговицы или кубики, переходят к изобразительному этапу — рисуют картинки, прежде чем перейти к числам.
  • Каждая следующая тема строится на предыдущей. Математика преподается как конструктор LEGO: сложил ряд из кирпичиков, строй следующий. А если в нижнем ряду кирпичики плохо закреплены, все рухнет. Наша система движется по спирали, когда одни и те же темы школьники рассматривают несколько раз. «Повторение — мать учения», помните? Но это работает не всегда.
  • Закладываются основы для развития мышления. Министерство образования Сингапура считает, что их педагогический подход мотивирует к дальнейшей учебе, дает установку на рост, не позволяет сдаваться, когда при обучении в бакалавриате или магистратуре студентам попадается особо сложная задача по математике. У вас получается не потому, что есть врожденные способности, а потому что вы упорно трудитесь.
  • Ментальная арифметика — один из основных принципов. В сингапурских школах математики детей поощряют решать задачи в уме, развивая воображение, концентрацию, понимание чисел и действий «изнутри».

Отличия сингапурской математики от российской

Типичный урок по математике в третьем классе нашей школы выглядит примерно так: учитель объявляет тему, например деление, и начинает показывать шаги и действия, которые нужно выполнить, чтобы разделить 10 на 5. В лучшем случае вызовет к доске двух-трех учеников, чтобы разделить между ними условную тарелку с пирожками.

Сингапурская математика движется от обратного. Вместо того, чтобы сначала показать пример, а потом решать аналогичные задачи, ученикам нужно понять концепцию. Если мы говорим о делении, то учитель может принести монетки и стаканчики и предложить детям разделить 10 монеток на 5 стаканчиков. А теперь на два стаканчика. Так ученики наглядно видят, как происходит деление, что означает «разделить поровну» и как решить проблему.

Материал подается частями-ступенями. Каждая часть рассматривается в трех этапах: конкретный (можно потрогать), пиктуральный (нарисовать), абстрактный (посчитать). К завершающему этапу в сингапурской школе переходят, только если учитель решил, что весь класс разобрался с двумя предыдущими. Нет понятий «он гуманитарий, математика не для него», нет успевающих и отстающих. У всех все получается.

Для сравнения в российских школах буквально с первых уроках математики дети учат наизусть правила, таблицы, скачут от темы к теме, не обращая внимания на тех, кому навязанный темп обучения не подходит. Задача учителя — преподать весь материал за учебный год, кто не справился, я не виноват.

Еще один интересный момент — сингапурская математика предполагает коллективную работу. Дети обсуждают варианты решения, спорят, выдвигают идеи и тут же проверяют их на моделях, делают выводы, помогают друг другу. Это помогает и в социальной сфере, даже младшие школьники умеют формулировать вопросы, аргументировать свое мнение, имеют достаточный кругозор, чтобы вести беседу даже со взрослыми. Тогда как у нас до сих пор вполне привычное явление, когда отстающий Вася краснеет у доски, а класс веселится и тянет руки.

После начальной школы в Сингапуре дети не просто любят и понимают математику, они плавают в ней, как рыба в воде. Прекрасно ориентируются в любой пройденной теме, освоили достаточный объем информации, чтобы переходить к изучению алгебраических выражений, физики, химии, других наук.

Плюсы и минусы сингапурской математики

Плюсы:

  • Учащиеся понимают смысл арифметических действий, уравнений, текстовых задач вместо механического запоминания правил и алгоритмов.
  • По сравнению с российской системой образования, сингапурцы за год проходят меньше тем, но осваивают их так хорошо, что могут двигаться вперед без повторений пройденного.
  • Учебники и рабочие тетради по сингапурскому методу просто и увлекательно знакомят школьников с математикой благодаря четким и лаконичным иллюстрациям.
  • Материал подается логично, последовательно, на основе ранее изученных навыков, что увеличивает скорость обучения.

Минусы:

  • Такая система может не сработать у детей, которым приходится часто переезжать. Метод не предполагает повторений, пропущенные темы придется нагонять самостоятельно.
  • Меньше внимания уделяется прикладной математике, чем в традиционных русских учебниках.
  • Требует интенсивной и постоянной подготовки учителей, вовлеченности в процесс, нацеленности на результат всего класса.

В общем, если подытожить все вышесказанное, успех сингапурцев основывается на трех китах: последовательная и понятная программа, использующая объемные модели и рисунки; действительно талантливые учителя; выработанный навык математически мыслить, а не идти по знакомым алгоритмам.
Делитесь интересным c друзьями: