Типичный урок по математике в третьем классе нашей школы выглядит примерно так: учитель объявляет тему, например деление, и начинает показывать шаги и действия, которые нужно выполнить, чтобы разделить 10 на 5. В лучшем случае вызовет к доске двух-трех учеников, чтобы разделить между ними условную тарелку с пирожками.
Сингапурская математика движется от обратного. Вместо того, чтобы сначала показать пример, а потом решать аналогичные задачи, ученикам нужно понять концепцию. Если мы говорим о делении, то учитель может принести монетки и стаканчики и предложить детям разделить 10 монеток на 5 стаканчиков. А теперь на два стаканчика. Так ученики наглядно видят, как происходит деление, что означает «разделить поровну» и как решить проблему.
Материал подается частями-ступенями. Каждая часть рассматривается в трех этапах: конкретный (можно потрогать), пиктуральный (нарисовать), абстрактный (посчитать). К завершающему этапу в сингапурской школе переходят, только если учитель решил, что весь класс разобрался с двумя предыдущими. Нет понятий «он гуманитарий, математика не для него», нет успевающих и отстающих. У всех все получается.
Для сравнения в российских школах буквально с первых уроках математики дети учат наизусть правила, таблицы, скачут от темы к теме, не обращая внимания на тех, кому навязанный темп обучения не подходит. Задача учителя — преподать весь материал за учебный год, кто не справился, я не виноват.
Еще один интересный момент — сингапурская математика предполагает коллективную работу. Дети обсуждают варианты решения, спорят, выдвигают идеи и тут же проверяют их на моделях, делают выводы, помогают друг другу. Это помогает и в социальной сфере, даже младшие школьники умеют формулировать вопросы, аргументировать свое мнение, имеют достаточный кругозор, чтобы вести беседу даже со взрослыми. Тогда как у нас до сих пор вполне привычное явление, когда отстающий Вася краснеет у доски, а класс веселится и тянет руки.
После начальной школы в Сингапуре дети не просто любят и понимают математику, они плавают в ней, как рыба в воде. Прекрасно ориентируются в любой пройденной теме, освоили достаточный объем информации, чтобы переходить к изучению алгебраических выражений, физики, химии, других наук.