Вредные привычки у ребенка

Не грызи ногти! Не соси пальцы! Не ковыряй в носу! Знакомо? Возможно, так говорили вам, а сейчас вы говорите это своим детям. Но помогут ли бесконечные одергивания и нотации?
Привычка — механизм, который «включается» автоматически. Человек даже не думает о том, что он делает, пока не обнаруживает себя, например, за просмотром сериала с банкой мороженого. Некоторые действия мы доводим до автоматизма сознательно: чистим зубы утром и вечером, пьем кофе по утрам и т. д. Другие появляются сами в ответ на триггеры.
Прежде чем ругать ребенка, представьте, что всякий раз, как вам захочется кусочек торта, кто-то сверху будет говорить: «Это вредно!», «Ты что, опять?», «Прекрати немедленно!» Легко ли будет отказаться? Скорее, наоборот, вы почувствуете раздражение и постараетесь съесть свой торт тайком.

Детские вредные привычки часто являются просто стратегией выживания. Многие из них, например, сосание пальца, закладываются в раннем детстве, и ребенок возвращается к ним, когда попадает в новые условия и испытывает стресс, неуверенность или усталость. Если взрослый акцентирует внимание на его действиях, ругает, стыдит, возможна следующая ситуация: мне страшно/нервно → я ковыряю пальцы → родитель ругает → я нервничаю еще больше → ковыряю еще сильнее → чувствую вину за то, что не могу справиться с собой → нахожу другие способы борьбы со стрессом, например, вырываю волосы или бьюсь головой о стену.

Но это не значит, что бороться с вредными привычками не надо. Просто делайте это правильно. Нежелательное поведение, даже курение у подростков, — это следствие. Нужно искать причину.

Виды вредных привычек у детей

Детский и семейный психолог Екатерина Бурмистрова выделяет три группы:

  1. Небольшое нервное напряжение — ковыряет в носу, сосет палец, грызет ногти, теребит края одежды или одеяла.
  2. Среднее напряжение — засасывает губы, ковыряет пальцы и обрывает заусенцы.
  3. Серьезное нервное расстройство — расчесывает кожу до болячек, рвет на себе волосы, часто и подолгу занимается самоудовлетворением.

Внимание! Мы говорим о детской вредной привычке, когда действие повторяется неоднократно. Если вы случайно застали сына за мастурбацией, никакого пагубного влияния на его жизнь она не окажет. Все дети занимаются самоисследованиями, это нормально. И в зависимости от возраста здесь достаточно предложить удобную свободную одежду или провести беседу в доброжелательном ключе. Например, сказать: многим детям нравится себя трогать, но это интимные органы, в общественных местах к ним прикасаться нельзя. И объяснить, что с медицинской точки зрения чрезмерные прикосновения могут повредить нежные ткани. Можно предложить другие способы получить разрядку, например, добавить спорт, прогулки и т. д.

Ни в коем случае:

  • не запугиваем;
  • не обещаем отрезать или зашить;
  • не читаем лекции;
  • не запрещаем.

Мы заостряем внимание именно на этой теме, потому что, возможно, именно она самая вредная. И опасность исходит от родителей и других значимых взрослых, точнее, от их реакции. Мы много знаем о сексуальном развитии человека, но все равно настороженно относимся к «патологиям». Если вы не справитесь с собственной паникой, будете агрессивно высмеивать и запугивать, бить по рукам, у малыша возникает ассоциация: то, что он делает, плохо, стыдно. В будущем, если он вдруг столкнется с приставаниями, то просто ничего не скажет вам — потому что вашего недовольства будет бояться больше. А если заглянуть еще дальше, когда он вырастет и у него появится свой партнер, высока вероятность проблем с восприятием своего тела, неспособностью обсуждать интимные вопросы.

Причины возникновения вредных привычек у ребенка

Почему появляются эти механизмы и откуда они берутся? Основных причин две:

  • стресс;
  • скука.

Они же применимы и ко взрослым: шопоголизм, потеря времени в соцсетях, алкоголь, игры — все это может быть простой реакцией на стресс и скуку.

Большинство неосознанно совершаемых действий направлены на то, чтобы успокоить. Например, сосание или ковыряние заусенцев. Монотонный процесс отвлекает от мыслей, помогает сконцентрироваться, убрать тревожность. Иногда это просто механическое повторение, например, при простуде дети ковыряют в носу, чтобы очистить его, и продолжают так делать после выздоровления.

Дети наблюдают за взрослыми и подражают им. Если вы обкусываете ногти, с высокой вероятностью и ваша дочь тоже будет так делать.

Иногда поведение может иметь медицинскую причину. Например, если малыш внезапно дергает себя за ухо, возможно, это отит или прорезывание зубов.

Найти причину — главный этап в преодолении негативного поведения. Без него у вас могут уйти годы на попытки, но любой стресс по щелчку возвращает к привычным действиям.

Как избавиться?

Вы не устраняете механизм — вы заменяете его. Как люди, которые бросают курить, переходят на семечки или леденцы. Представьте, что вам запретили пить кофе по утрам. Из жизни выключается целый ритуал: вы встали, насыпали кофе из банки в турку, вдохнули аромат. Теперь следите, чтобы пенка не убежала, наконец, переливаете в чашку, добавляете сливки и корицу, и вот оно, доброе утро. А как теперь? Скорее всего, вы перейдете на чай или цикорий, но от ритуала не откажетесь. Так и с детьми. Если, например, ваша проблема в ковырянии пальцев, предложите браслет с крупными бусинами или массажер Су Джок, которые можно вертеть и перебирать.
Важно! Если привычек несколько, например, грызет ногти и дергает волосы, сосредоточьтесь на одной из них. Как правило, с решением одной уходит и вторая.
Как действовать родителям:

  1. Не акцентируйте. Дети любят внимание, и, если на свои действия они получают реакцию взрослого, пусть даже негативную, они будут повторять их чаще.
  2. Мягко напоминайте. Например, если ковыряет нос: «Пожалуйста, не ковыряй, это выглядит неприятно».
  3. Отвлекайте. Дочка грызет ногти, когда смотрит интересный фильм? Предложите ей вместо этого делать маникюр.
  4. Ищите причину. Если это стресс, выслушивайте проблемы, вместе разбирайтесь с ними, создавайте дома доброжелательную поддерживающую обстановку. Иногда решение на поверхности, например, если губы обветрились и потрескались, их хочется облизать. Поможет гигиеническая помада и питьевой режим. 
  5. Хвалите и поддерживайте. Важно объяснить, почему то, что делает ребенок, вредит здоровью или социальному статусу. И показать: вы на его стороне, вы рядом, а не против.

Когда обращаться за помощью?

Если ситуация выходит из-под контроля, принимает навязчивые формы — например, школьник не может физически перестать грызть ногти даже в классе. Или если вероятен риск здоровью, например, сосание пальца может испортить прикус. Психолог поможет разобраться в причинах и научит простым шагам по устранению проблемы.
Виктория Шерстобитова
Педагог по математике и ментальной арифметике
Образование: Педагог
Опыт с детьми: 10 лет

Делитесь интересным c друзьями: