О нас
Видео
Вопрос-ответ
Отзывы
Контакты
Наши педагоги
Новости
Реквизиты
Материнский капитал
Реферальная программа
Ментальная арифметика
Учимся считать даже большие числа в уме, а заодно прокачиваем мышление: память, внимательность и логику.
4–12 лет
Скорочтение
Ребенок будет быстрее читать, понимать смысл прочитанного и фокусироваться
на главном, а учеба станет даваться легче
6–12 лет
Математика
От первых игр с числами до уверенного владения дробями, уравнениями, геометрией и задачами «со звездочкой».
1–6 класс
Русский как иностранный
Учим не правилам, а живому языку: ребенок начнет свободно читать, писать и говорить по-русски.
6–12 лет
Чтение
Формируем привычку читать: понимать текст, уверенно читать вслух и пересказывать на память.
4–12 лет
ТРИЗ
Ребенок научится самостоятельно решать проблемы и воплощать в жизнь любые идеи
5–12 лет
Английский язык
Задействуем зрение, слух, речь, память и воображение — результаты заметны с первого урока.
4–12 лет
Дошкольникам
Занятия на английском или немецком
Математика
Развивающие курсы
Школьникам 1-6 класс
Эти курсы подойдут детям дошкольного возраста.
Чтение 3+
Основы арифметики 3+
Ментальная арифметика
Подготовка к школе
Английский язык
Scratch Junior
ТРИЗ-мастермайнд
Эти курсы подойдут детям, учащимся в 1-6 классах.
Ментальная арифметика
Математика
Скорочтение
ТРИЗ-мастермайнд
Программирование
Английский язык
Русский как иностранный
Soft Skills
Развивающие курсы, которые помогут вашему ребёнку развить конкретные навыки.
Ментальная арифметика
ТРИЗ-мастермайнд
Курс «Кубик-рубика»
Рисование онлайн
Soft Skills
Программы для повышения математических способностей ребенка.
Основы арифметики 3+
Ментальная арифметика
Математика 1-6 класс
Таблица умножения
Эти курсы можно пройти на английском или немецком языках. Подробности уточняйте у менеджера.
Ментальная арифметика
Основы арифметики 3+
Английский язык
Математика
Развивающие игры онлайн
Более 20 тренажеров на прокачку навыков счета, логики, английского языка и других навыков.
По категориям
Счет
Чтение, скорочтение
Английский
Логика
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Онлайн-абакус
Ментальный счет
Звездопад
Карточки абакуса
Физический смысл умножения
Математический пазл
Сортировка
Состав числа
Выбор ответа
Расставить в порядке
Таблица Пифагора
Убегающий текст
Пойми слова
Проверь себя
Match audio
Match picture
Match text
Test audio
Test picture
Test text
Горизонтальный пазл
Шифр
Игра на запоминание
Собери предмет
Найди пару
Онлайн-абакус
Ментальный счет
Математический пазл
Карточки абакуса
Физический смысл умножения
Расставить в порядке
Сортировка
Выбор ответа
Состав числа
Найди пару
Собери предмет
Игра на запоминание
Шифр
Горизонтальный пазл
Онлайн-абакус
Ментальный счет
Математический пазл
Карточки абакуса
Физический смысл умножения
Расставить в порядке
Сортировка
Выбор ответа
Состав числа
Игра на запоминание
Шифр
Найди пару
Онлайн-абакус
Ментальный счет
Математический пазл
Карточки абакуса
Физический смысл умножения
Таблица Пифагора
Сортировка
Выбор ответа
Состав числа
Игра на запоминание
Шифр
Найди пару
Онлайн-абакус
Ментальный счет
Математический пазл
Карточки абакуса
Выбор ответа
Таблица Пифагора
Сортировка
Состав числа
Игра на запоминание
Найди пару

Как развить понимание речи у ребенка: игры и упражнения

4 мин
02.12.2025
  • »
  • »

Что такое понимание речи и почему это важно

Понимание речи у ребенка формируется значительно раньше, чем он начинает сам говорить. Этот процесс называется развитием пассивного словаря — тех слов, которые малыш узнает, понимает и соотносит с предметами, действиями и ситуациями.

Пассивный словарь всегда больше активного словаря. Например, ребенок может произносить всего 10–20 слов, но понимать при этом более 200. Именно понимание обращенной речи — фундамент, на котором строится речевое развитие ребенка.

Почему это так важно:
  • ребенок быстрее осваивает новые слова, если их сначала понимает;
  • лучше развивается восприятие речи и внимание к взрослому;
  • выполнение инструкций формирует навык слушать и взаимодействовать;
  • понимание речи — основа для связного говорения.

Признаки того, что ребенок не понимает обращенную речь

Родители часто замечают проблему по общему поведению малыша. Если ребенок не понимает речь взрослых, он:
  • не реагирует на свое имя;
  • не выполняет простые просьбы («дай», «иди сюда», «покажи»);
  • не понимает названия знакомых предметов;
  • не реагирует на бытовые фразы («пойдем кушать», «пошли гулять»);
  • не соотносит слова с действиями («машина едет», «мяч упал»).

Тревожные сигналы по возрастам:
  • 1 год: не понимает просьбу «дай»; не знает названия предметов, которыми пользуется ежедневно.
  • 1.5 года: не показывает части тела; не реагирует на простые фразы («пойдем», «на»).
  • 2 года: не выполняет две последовательные инструкции («возьми кубик и дай маме»).
  • 3 года: не понимает местоимения и глаголы действия; игнорирует бытовые инструкции.
  • 3–5 лет: затрудняется понять описания, вопросы, многословные просьбы.

Если вы отмечаете 2–3 пункта в своем возрасте — стоит усилить работу над развитием понимания речи.
Научим читать
с 0 за 4 месяца!
Наш курс обучения чтению

Как развивается понимание речи по возрастам

Речевое развитие ребенка идет постепенно и всегда связано с эмоциональным контактом и бытовой деятельностью.

1–2 месяца
Малыш реагирует на голос взрослого, прислушивается, замирает или улыбается.

3–6 месяцев
Понимает интонацию: различает ласковую, строгую, радостную речь.

6–9 месяцев
Откликается на имя, понимает «нельзя», «иди ко мне».

10–12 месяцев
Понимает 10–20 слов: названия игрушек, бытовых предметов, знакомых людей.

1–2 года
Узнает части тела, выполняет простые инструкции: «дай мяч», «иди на стул». Понимает до 50–100 слов.

2–3 года
Понимает глаголы и простые фразы: «положи в коробку», «покорми куклу». Знает 200–300 слов.

3–5 лет
Усваивает пространственные и временные понятия: «перед», «за», «потом», «раньше». Понимает описания, небольшие рассказы и речевые инструкции из 2–3 шагов.

Принципы развития понимания речи у детей

Чтобы учить ребенка понимать речь правильно и эффективно, важно соблюдать несколько правил.

1. Эмоциональный контакт — основа
Малыш лучше воспринимает слова, когда чувствует внимание, взгляд, тепло.

2. Речь должна быть четкой и простой
  • без сюсюканья;
  • короткими предложениями;
  • с выраженной интонацией;
  • без потока лишних слов.

Правильно: «Даша, дай мяч».
Неправильно: «Ну что, Дашуня, давай-ка мы маме мячик отдадим?»

3. Связывайте слова с предметами и действиями
Ребенок понимает речь, когда видит действие: «Вот чашка. Я наливаю. Пей».

4. Повторяйте регулярно
Слова закрепляются многократным повторением в похожих бытовых ситуациях.

5. Постепенно усложняйте инструкции
Сначала — одно действие.
После 2–2.5 лет — два действия.
С 3 лет — короткие цепочки из 3 шагов.

Игры и упражнения для детей 1–2 лет

1. Игра «Дай и возьми»
Цель: развитие понимания простых инструкций.
Что делать:
  1. Покажите предмет.
  2. Скажите четко: «Дай маме».
  3. Протяните руку.
  4. Если ребенок дает — похвалите.
Как проверить: малыш выполняет просьбу 6–7 раз из 10.

Примеры фраз:
  • «Дай кубик».
  • «Возьми ложку».
  • «Иди ко мне».

2. «Где? Покажи!»
Цель: понимание названий предметов.
Используйте игрушки и бытовые вещи.
Спросите: «Где мяч?» — ребенок должен показать или взять.

3. «Покажи носик»
Цель: развитие восприятия частей тела.
Покажите на себе, затем на ребенке. Повторяйте ежедневно.

4. Мини-диалоги
В возрасте до 2 лет диалоги короткие:
— «Где папа?»
Ребенок показывает
— «Да! Папа!»

5. «Одно действие»
Цель: понимание глаголов.
Примеры команд:
  • «Сядь».
  • «Иди».
  • «Положи».

Игры и упражнения для детей 2–3 лет

В этом возрасте особенно важно формировать понимание глаголов, простых фраз и бытовых инструкций.

1. Сюжетная игра «Кукла живет»
Цель: понимание фраз из 2–3 слов.
Примеры:
  • «Покорми куклу».
  • «Уложи спать».
  • «Накрой одеялом».

2. «Два действия подряд»

  1. «Возьми мяч и положи в коробку».
  2. «Открой книгу и покажи собаку».

Если ребенок выполняет оба действия — понимание развивается хорошо.

3. Игра «Кто что делает?»
Показывайте картинки.
Задавайте вопросы:
  • «Кто бежит?»
  • «Кто спит?»
  • «Кто ест?»

4. Чтение с остановками
Пауза после фразы:
— «Колобок покатился… Куда?»
Ребенок показывает или говорит.

5. Мини-диалоги
— «Что упало?»
Ребенок показывает на мяч.
— «Мяч упал!»

Игры и упражнения для детей 3–5 лет

В этом возрасте ребенок должен понимать сложные инструкции, описания и короткие рассказы.

1. «Слушай и делай» — 2–3 действия
  • «Возьми карандаш, подойди к столу, положи на край».
  • «Найди красную машину и поставь под стул».

2. «Опиши предмет»
Спросите:
— «Какой этот мяч?»
— «Большой? Маленький? Красный?»

3. «Найди по описанию»
  • «Найди игрушку, которая круглая, красная и может катиться».
  • «Покажи, что бывает зимой и тает весной».

4. Понимание пространственных понятий
Команды:
  • «Поставь кубик под стол».
  • «Положи мяч на коробку».
  • «Сядь перед диваном».

5. Прослушивание коротких историй
Задавайте вопросы:
— «Кто пришел?»
— «Что сначала сделал?»
— «Почему он расстроился?»
Ответьте на 4 вопроса и узнайте, куда записать ребенка 4−12 лет чтобы развить его таланты
После прохождения теста вы узнаете, какие онлайн-занятия помогут решить проблемы поведения и развить таланты ребенка
Бесплатное занятие
Диагностика способностей

Типичные ошибки родителей при развитии понимания речи

  • Гиперопека: взрослый делает все за ребенка, не давая выполнять просьбы.
  • Сложная, «взрослая» речь: длинные предложения, непонятные слова.
  • Сюсюканье: нарушает восприятие речи.
  • Слишком быстрый темп речи: ребенок не успевает обработать информацию.
  • Отсутствие эмоционального контакта: механический «набор слов» не работает.
  • Забрасывание вопросами: ребенку требуется время, чтобы понять.

Правильный подход: коротко, четко, спокойно и всегда с демонстрацией.

Когда нужно обратиться к специалисту

Стоит записаться к логопеду для детей, а также при необходимости к неврологу или сурдологу, если:
  • в 1.5 года ребенок не понимает бытовых фраз («идем», «на», «дай»);
  • в 2 года не знает названия предметов и не выполняет 1–2 инструкций;
  • в 3 года понимание обращенной речи минимальное, ребенок не различает глаголы;
  • есть подозрение на задержку речевого развития;
  • ребенок не реагирует на речь — есть риск снижения слуха;
  • нет прогресса в понимании речи более 3 месяцев.

FAQ

1. Почему ребенок понимает речь, но не говорит сам?
Понимание развивается раньше. Если малыш понимает много, но мало говорит — это вариант нормы до 2.5–3 лет.

2. Сколько слов должен понимать ребенок в 2 года?
В среднем — от 150 до 300.

3. Может ли ребенок с задержкой речи хорошо понимать обращенную речь?
Да. Иногда именно активная речь запаздывает, а пассивный словарь развит хорошо.

4. Нужно ли упрощать речь при общении с маленьким ребенком?
Да, но без примитивизации и сюсюканья: говорите коротко, четко и понятно.

5. Как проверить, понимает ли ребенок обращенную речь?
Дайте бытовую просьбу: «Возьми мяч и дай маме». Если ребенок выполняет 6–7 раз из 10 — понимание на хорошем уровне.
Запишитесь на бесплатное
вводное занятие
Статьи по теме
Популярные статьи
Делитесь интересным с друзьями