Первое, что нужно усвоить — отличие от гласных. Согласные не получится свободно пропеть, всегда есть какое-то препятствие, которое мешает это сделать.
Далее можно познакомить с мягкими и твёрдыми звуками, например [м] в слове «сом» и [м’] в слове «семь». Понимание твёрдости-мягкости пригодится в более сложных словах и поможет заложить основы орфографии: [м’]+[о]+[д] = мёд. Чтобы не оставалось сомнений, каждый звук нужно произносить отдельно, «потянуть» его подольше. Если ребёнок сомневается, как читать согласную — твёрдо или мягко, обратите его внимание на следующую за ним букву. Если это А, О, У, Э, Ы, согласный произносится твёрдо, если Я, Ё, Ю, Е, И — наоборот, мягко.
Наиболее трудным может оказаться изучение шипящих, так как они не вписываются в правило твёрдости-мягкости в зависимости от последующей гласной. Здесь важно сразу рассказать о ряде особенностей:
- Ж и Ш всегда твёрдые, но с буквой Ы не дружат;
- Ч и Щ всегда мягкие, и у них тоже всё наоборот — после них пишем У и А.
Отработать обе группы звуков на начальном этапе можно следующими способами:
- показать ребёнку картинки и попросить назвать слова, в которых есть нужный звук;
- нарисовать схему слова в виде пустых клеточек, как в кроссворде. Попросить закрасить ту, где находится нужный звук. Поначалу лучше взять слова покороче;
- попросить малыша вспомнить слова с определённым звуком;
- прочитать крохе несколько слов и попросить его хлопать в ладоши, когда он услышит нужный звук;
- для каждого звука придумать ситуацию, в которой его можно услышать: шуршание листвы, плеск воды и т. д.;
- использовать карточки разных цветов: синие для согласных и красные для гласных. В отдельную группу рекомендуют выделить мягкие согласные: [т’], [м‘] и обозначить их другим цветом. В дальнейшем из карточек можно составлять слова, относя каждый звук к определённой категории: гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный.