Чем для ребенка полезно участие в олимпиадах?

В учебном году в российских школах проходят десятки олимпиад. И отношение к ним у детей и родителей разное. Одни считают, что это возможность проверить свои силы, другие нацелены только на призовые места, третьим кажется, что подготовка занимает слишком много времени и только увеличивает нагрузку на школьников. Зачем нужны олимпиады и есть ли от них польза? Разбираемся вместе!

Школьные олимпиады в системе российского образования

В 19 веке Астрономическое общество Российской империи устроило первую олимпиаду для учащихся. С 1886 года в стране регулярно проходили математические конкурсы. Традиция продолжилась в СССР, где сначала соревнования были только для математиков, а потом — для юных физиков и химиков. С 1964 года возникает система Всесоюзных предметных олимпиад (с 1991 года Всероссийских).

Цель с тех пор почти не изменилась: привлечь лучших школьников к более серьезному изучению наук, популяризировать новые дисциплины. Наград для финалистов изначально не было, но участие и особенно победа давали известность, старт в большую науку.

На олимпиаде ребенок сталкивается с заданиями, которые выходят за рамки школьной программы, требуют мыслить нестандартно. Если ему нравится предмет, но на уроках скучно, такая тренировка мозга может примирить его с монотонным повторением одних и тех же задач и уравнений. Кроме того, он начинает заниматься дополнительно, проходит старые олимпиадные задания, чтобы быть на уровне других участников.

Зачем ребенку участвовать в олимпиадах?

  1. Он понимает, что такое конкуренция и хочет стать лучшим. Олимпиадники любого возраста получают дополнительные знания, учатся давать четкие ответы на вопросы, уверенно записывать свои мысли. Состязание делает участников проницательными, помогает видеть наиболее эффективный способ решения, что пригодится и в обычной жизни.
  2. Он не только запоминает алгоритмы, но и применяет их на практике. Например, каждый шестиклассник проходит наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК), но на олимпиаде ребенок должен показать, что легко оперирует обоими понятиями и умеет решать задачи на их основе.
  3. Он получает реальное представление о своих знаниях на школьном, городском, областном, всероссийском уровне. Это значит больше, чем оценки.
  4. Он учится побеждать и проигрывать. Награждение поднимает моральный дух, наглядно показывает, чего можно добиться упорной работой. Проигрыш помогает увидеть пробелы и устранить их к следующей олимпиаде.
  5. Он получает мощную базу для дальнейшей подготовки к вступительным экзаменам, расширяет кругозор, тренирует логическое и аналитическое мышление с самого раннего возраста.
  6. Он знакомится с единомышленниками, общается с ними, учится аргументировать свою позицию, обменивается мнениями и опытом.
  7. За счет участия в олимпиадах он получает шанс на льготы при поступлении в вузы. Не только в многопредметных (ВсОШ) или вузовских, но и в специализированных. Для этого желательно заранее знать, где ребенок планирует учиться, чтобы составлять список олимпиад соответствующего направления. Победа может квалифицироваться как 100 баллов на ЕГЭ, в некоторых случаях дает право поступить без отборочных экзаменов.

С какого возраста участвовать в олимпиадах?

Основной критерий — желание самого ребенка. Если ему интересно, он воспринимает происходящее как игру, хочет попробовать, можно начинать с первого класса. Но нужно понимать, что участие в олимпиадах для младшеклассников не дает никакого конкурентного преимущества по сравнению с ребенком, который впервые стал олимпиадником в 7-м классе. Малышам не устраивают конкурсов со строгими правилами, им сложно сосредотачиваться на заданиях и писать длинные аргументированные ответы, у них недостаточно знаний, навыков и амбиций. Поэтому организаторы устраивают онлайн-игры, квесты, устные мероприятия, где главная задача — не столько победить, сколько поучаствовать. В возрасте 8–10 лет ребенок только начинает воспринимать связь усилий и результата, учится составлять план действий, на данном этапе цель — заинтересовать предметом. До 6–7-го класса целенаправленно готовиться к олимпиадам нет смысла.

Борьба начинается в 8–9-м классе. Дело в том, что призовой диплом ВсОШ действителен в течение 4 лет. Это означает, что, если школьник победил в 9-м классе, то на момент вступительных экзаменов в вуз диплом будет засчитан как 100 баллов ЕГЭ или максимальный балл по экзамену. И подтверждать его дополнительно не нужно. Условия отбора и финальные испытания для девятиклассников немного проще, чем для выпускников.

В 11-м классе готовиться к олимпиаде уже поздно?

Конечно, ничего невозможного нет. Если ребенок точно знает свои интересы, хочет и готов заниматься, можно пробовать. Среди наших учеников есть те, которым хватило пары месяцев, чтобы успешно завершить последний этап. Но они были упорны, мотивированы и шли к цели, не замечая препятствий. В реальности это достаточно экстремальный вариант, мы рекомендуем закладывать на подготовку минимум полгода. Это избавит о перегрузки и выгорания.

Важный момент: как совместить подготовку к олимпиадам и ЕГЭ? И стоит ли? По нашему мнению, пробовать стоит, но не пытайтесь сразу охватить все вопросы. Олимпиады проходят в основном в первом полугодии, поэтому сначала сосредоточьтесь на них. А после новогодних праздников ребенку хватит времени, чтобы заняться дисциплинами ЕГЭ.

Но если для поступления в выбранный вуз вам нужен максимальный балл по ЕГЭ, возможно, стоит сосредоточиться на нем, отказавшись от участия в олимпиаде. Слишком многое зависит от случая: очень сильные конкуренты, не повезло с вопросом, случайно допустил ошибку — и призовое место упущено. На ЕГЭ 100 баллов могут набрать хоть все участники, на олимпиаде только три призера.

К какой олимпиаде готовиться? ВсОШ? Перечневые?

Зависит от возраста ребенка, класса, знания, кем он хочет быть, когда вырастет. Самая престижная — ВсОШ, ее диплом принимают все вузы России. Если подготовки ребенка достаточно, чтобы побороться за первые места, нужно участвовать. Это прекрасный вариант для тех, кто не знает, куда поступать. Например, если диплом получен в 9-м классе, впереди еще два года на раздумья и «золотой пропуск».

Если вуз и специальность уже выбраны, узнайте, участие в какой олимпиаде даст возможность поступить без экзаменов. Например, призовое место Всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор» дает право поступления в НИЯУ МИФИ без вступительных испытаний. При поиске программы олимпиадной подготовки можно посмотреть расширенные варианты, которые учитывают требования и ВсОШ, и перечневых.

Как мотивировать ребенка на участие?

В первую очередь нужно четко отделять амбиции взрослых от желаний детей. Силой, уговорами, обещаниями вы, конечно, добьетесь своего, но, если ребенок не готов, не хочет, не уверен в себе, у него только возникнет стойкая неприязнь к турнирам и учебе в целом. Поэтому сначала решаем, кому нужно участие, потом ищем причину нежелания и пробуем заинтересовать.

Как заинтересовать? Зависит от того, какого возраста ребенок. В младшей школе лучше всего найти увлеченного своим предметом преподавателя и записать к нему на кружок или дополнительные занятия. Предметы подаются в игровой форме, гораздо интереснее, чем на уроках.

С 5-го класса дети выбирают профильные направления, те, которые им интереснее всего. Тут может сработать пример друзей, одноклассников, желание больше узнать о предмете.

В 9–11-х классах главный мотиватор — возможность поступить без экзаменов на бюджетное отделение. Здесь родителям нужно наглядно показать ребенку, какие преимущества дает участие, посмотреть список вузов, конкурс, составить перечень подходящих состязаний, помочь выбрать курсы подготовки.

Ребенок не хочет участвовать, потому что боится проиграть

Боязнь проигрыша — частая проблема. Задайте себе вопрос, как вы относитесь к поражениям? Что делаете после? Очень часто дети перенимают родительское отношение: если для вас отсутствие призового места превращается в личную трагедию, неудивительно, что точно так же реагирует и ребенок. Вам нужно объяснить, что ошибки и неудачи дают ценный жизненный опыт, помогают увидеть проблему и исправить ее.

Принимая участие в подготовке, не перекладывайте все организационные моменты на себя. Помощь нужна младшеклассникам, ученикам средней школы. Старшеклассники должны понимать уровень ответственности и самостоятельно разбираться с подачей заявки, документов, графиком. Им вы помогаете только по запросу, если, например, возникли сложности с выбором профильного направления, оценкой своих сил.

Но и малышам, и выпускникам (последним особенно) необходима ваша поддержка. Перед важным испытанием ребенок тревожится, нервничает, сомневается в себе. Чтобы снять его страхи, вам нужно:

  • выслушать и вместе понять, что страшит больше всего;
  • повторить проблемные моменты;
  • обсудить поведение при проигрыше (пробуем еще раз, готовимся к ЕГЭ, снижаем требования к вузу и т. д.);
  • дать понять, что при любом исходе он молодец, а полученные знания обязательно пригодятся.

И если попытка действительно оказалась неудачной, не акцентируйте на этом внимание. Поверьте, детские переживания огромны, просто помогите с ними справиться и идти дальше.
Делитесь интересным c друзьями: