Плюсы и минусы ментальной арифметики

Ментальная арифметика — возможность производить в уме довольно сложные вычисления. Сколько будет, если 53 537 разделить на 157? На занятиях ментальной арифметикой дети дают ответ, не задумываясь: 341. Это кажется магией, но в реальности это просто четкое понимание состава числа и воображаемое жонглирование сотнями, десятками и единицами на косточках абакуса. Мы используем ментальную арифметику каждый день: когда считаем минуты до конца рабочего дня, количество шагов до своей цели в фитбите, проценты по кредиту. Это очень полезный навык, но он остается одним из самых слаборазвитых: если калькулятор можно запустить, дотронувшись до экрана смартфона, нет необходимости напрягать мозг.

Записываться на занятия можно уже с 3 лет. Собственно ментальная арифметика начинается с 4–5. А самым маленьким преподают основы арифметики.

В чем плюсы ментальной арифметики?

  1. Тренирует оба полушария мозга. Логические и арифметические действия в уме держат мозг в тонусе, повышают способности к обучению. За успехи в математике отвечает левое полушарие. Но в процессе обучения ментальной арифметике ребенок делает расчеты сначала на физическом, а потом на воображаемом абакусе. Он визуализирует числа, активизируя правое полушарие (воображение, творчество).
  2. Улучшает наблюдательность. Методика помогает выстраивать связи между вещами, в данном случае между числами. Ученик осознает, как цифры взаимодействуют друг с другом, понимает, а не заучивает, как суммировать и умножать, видит красоту математических расчетов. Ему легко даются уроки в школе. Это отличный повод полюбить математику — даже если раньше она была ненавистным предметом.
  3. Развивает память. Вам приходится держать в уме все действия и промежуточные расчеты. На первых занятиях ментальной арифметикой они простые, дальше — всё сложнее. Умножение, деление, расчет процентов нужно делать только в голове. Принцип такой: если нужно вычислить 11 % от 200, ребенок сначала находит 10 % от 200 (20), потом 1 % от 200 (2), а затем складывает 20 и 2, получая 22. Постепенно в его памяти умещается все больше информации.
  4. Дает уверенность в себе. Вчерашний середнячок вдруг становится звездой класса, легко высчитывая проценты, оперируя функциями и вычислительными инструментами, которые доступны другим только с помощью калькулятора.
  5. Укрепляет психическое здоровье. Учеными Дьюкского университета (США, Северная Каролина) было доказано, что ментальная арифметика стимулирует дорсолатеральную префронтальную кору головного мозга, работа которой связана с депрессивными и тревожными состояниями. Чем она активнее, тем больше вероятность, что человек сможет адаптироваться к стрессу и другим сложным ситуациям.
  6. Повышает интерес детей к обучению. Для ребенка счеты-абакус — игрушка, поэтому занятия проходят весело, без нудных зазубриваний и повторений. Быстрый видимый успех — лучшая мотивация продолжить заниматься.

О высшей математике ходят шутки вроде «уронил ключи в водосток, согнул проволоку в форме интеграла и достал, говорил же профессор в университете, что когда-нибудь вышка мне пригодится». Пожалуй, основной плюс ментальной арифметики — в том, что вы будете пользоваться ею каждый день. Навыки быстрого счета в уме защитят от мошенников, попыток обмана при оформлении кредитов и рассрочек. Они помогут понять, что выгоднее: копить кэшбек или взять скидку, заказать раннее бронирование или горящий тур.

Минусы ментальной арифметики

При всех многочисленных плюсах методики у нее есть и минусы. Но все они зависят в первую очередь от преподавателя. Например, если неквалифицированный учитель ставит целью только быстрый счет в уме. Наверное, вы видели в соцсетях маленьких шелдонов куперов, которые соревнуются по скорости вычислений с калькулятором. Это — как раз то, чего делать не нужно. Тренировка одного только счета без навыков общения, командной работы, эмоционального интеллекта приводит к узости кругозора. Такой ребенок работает только в одну сторону: он умеет складывать и перемножать большие числа. Если попросить его хотя бы объяснить, как это получилось, он впадает в ступор.

Занятия в школе Sirius Future построены таким образом, чтобы учащиеся понимали и узнавали разные области математики, связывали полученный опыт с обычными бытовыми ситуациями, критически оценивали свои действия и находили самый быстрый путь для получения ответа. Они не просто считают — они точно знают, как и откуда получаются числа, экспериментируют и пробуют новые способы решений, придумывают собственные варианты. Преподаватель поощряет креативность, стремление к инновациям, работает вместе с детьми.

Еще один минус следует из плюса. После занятий ментальной арифметикой ребенок внезапно оказывается на голову выше одноклассников. Учителя ставят его в пример на уроках математики, часто вызывают к доске, отправляют на олимпиады. В результате он легко может почувствовать себя лучше и выше других. Такое отношение считывается сверстниками: вокруг «звезды» образуется зона отчуждения, да и он сам не хочет общаться с теми, кто до него не дотягивает.

Но здесь проблема совсем не в ментальной арифметике, а в отношении самого ребенка к его позиции в социуме. Что делать? Объяснять юному дарованию бесконечность вселенной, предлагать альтернативные занятия и расширять кругозор. Создавать конкуренцию: легко быть «звездой» в обычной школе, а в лицее, на федеральных и областных конкурсах?

Итак, подытожим:

  • ментальная арифметика — это способ вычислений в уме без карандаша, бумаги и калькулятора;
  • она полезна не только в школе, но и в обычной жизни;
  • занятия помогают лучше понять математические концепции и доктрины, быстрее находить правильные ответы.

Это нормально!

В редких случаях ребенок, посещающий занятия по ментальной арифметике, сначала кажется чуть более рассеянным. Обычно такая проблема возникает у активных, амбициозных детей с лидерскими качествами. Конечно, это беспокоит родителей: они-то записали его, чтобы, наоборот, поднять успеваемость. Не волнуйтесь, здесь нет ничего страшного! Просто ребенок понял, с какой скоростью он может считать на самом деле, и торопится применить новые знания. Нужно немного практики, и ментальный способ покажет результаты.

Как использовать на практике?

Что дешевле: купить большую упаковку из 30 яиц за 225 рублей или покупать маленькие по 10 шт. за 90 рублей? Мысленно прикиньте: три мелкие обойдутся в 270 рублей. Значит, большую брать выгоднее.

На занятиях учат искать не только правильный, но и короткий ответ. Например, как вычислить 47 + 65? Если вы считаете в уме, проще разбить числа на десятки и единицы и складывать по отдельности: 40 + 60 = 100 и 7 + 5 = 12. Ответ — 112. Как сложить 39 и 39? Сложить 40 и 40, а потом вычесть двойку.

Мифы и заблуждения

Вот одно из основных заблуждений: ментальная арифметика не учит считать на самом деле, это просто механическое запоминание. На самом деле идея умственных вычислений — в том, чтобы ученики разрабатывали собственные способы решения задачи и использовали разные методы, чтобы прийти к правильному ответу. При оценке их достижений учитывается не только скорость расчетов, но и гибкость, точность, эффективность выбранной стратегии.

Как проходят занятия в Sirius Future?

Основная цель ментальной арифметики — развить у детей концентрацию внимания, воображение, логику, наблюдательность, фотографическую память. Когда ребенок считает в уме, ему приходится глубоко обдумывать каждую операцию, представлять разрядность чисел. Он использует логику, ассоциативное мышление (десятки и единицы представляются косточками на абакусе). В итоге он не просто механически думает: «Семнадцать плюс восемь, пишем пять, один запоминаем, прибавляем к десятку, ответ 25». Юный математик визуально представляет, как этот самый «один» в виде заполненного ряда косточек превращается в 1 десяток. У него не возникает вопросов при сложении более крупных чисел — сколько цифр перенести, к чему прибавить и какой должен быть ответ.

Мы против убеждения, что ментальная арифметика должна преподаваться только в группе. Наш опыт занятий онлайн в формате «преподаватель — ученик» дает быстрые результаты без риска потерять навыки взаимодействия в коллективе. Более того, мы уверены, что это — формат будущего.

Плюсы обучения онлайн:

  • нет риска заразиться — не только COVID-19, но и другими болезнями, которые часто протекают в скрытой форме;
  • не нужно носить маску и перчатки;
  • не приходится тратить время на дорогу;
  • занятия могут проходить в любом месте, где у ученика есть смартфон, ноутбук или планшет с доступом в интернет.

Первые результаты вы увидите уже после одного урока. Для закрепления эффекта мы рекомендуем курс из 6–10 занятий.
Делитесь интересным c друзьями: