Игровые технологии обучения: применение и виды

5 мин
03.07.2025
Еще с древних времен люди использовали игры, как одну из возможностей обучения. В далеком прошлом игра использовалась как метод, который помогал развиваться подрастающему поколению. Помимо этого, некоторым играм придавали религиозную значимость или даже политическую роль. Например, для древних греков игра носила божественный характер. Они были уверены в том, что боги позаботились о том, чтобы люди не скучали и имели возможность проводить досуг весело.

Сейчас же игры — это не только простое развлечение, но и метод обучения. В СССР в 1932 году любые игровые формы утвердили в педагогическую практику. На данный момент многие педагоги используют этот метод обучения на детях дошкольного возраста или тех, кто учиться в начальных классах. Например, игровую технологию обучения используют во время уроков или внеклассной работы.

Функционал метода обучения

Для детей главный способ познавания мира — это игра. Для них это интерактивное обучение базовым вещам. Благодаря этому личность ребенка может развиваться более свободно, за счет чего раскрывается индивидуальность, а природным способностям легче реализоваться. Таким образом ребятам дошкольного возраста и тех, кто учится в начальных классах, намного легче запомнить новую информацию и усвоить ее. Среди плюсов выделяется то, что так дети осваиваются рациональное мышление и эмоции.

Вот некоторые из функций игровой технологии:
  • Детей никогда не приходиться заставлять играть. Ребенок намного охотнее будет выполнять задания самостоятельно, относясь к нему со всей ответственностью. Игровые технологии пробуждают в детях интерес к мышлению и полезным процессам, развлекая и вдохновляя на будущие достижения.
  • В большинстве случаев, во время игровых педагогических методик, дети помещаются в такие условия, где им очень важно контактировать с остальными участниками. В такой безопасной и увлекательной среде им намного легче справляться с зажимами и стеснением. Кроме того, ребятам становится проще понимать мысль других, уступать и не боятся контактировать с другими.
  • Благодаря постоянной коммуникации дети учатся понимать других, мириться с их взглядами и мыслями, даже если те отличаются от их желаний.
  • За счет организации игровых технологий, ребенок учиться решать любые возникшие ситуации. Проходит этот процесс максимально, естественно, а значит избегаются любые эмоциональные травмы.
  • Учителю намного проще в таких условиях понять склонности, характер и личность ребенка. Что в свою очередь поможет лучше подобрать эффективное обучение и воспитание.

Применение игровой технологии в действии

Игра будет полезной только если она похожа на жизненные ситуации из реальной жизни. А значит их требуется аккуратно вставить в образовательную программу. В большинстве случаев игровые технологии применяются как более общая, традиционная методика обучения. Благодаря этому средству детям легче осваивать темы, которые проходятся во время учебной дисциплины, а учитель или педагог намного проще справляется с контролем процесса и его разнообразными направлениями.

Но даже игровыми технологиями нужно иметь пользоваться для того, чтобы получить желаемый эффект. А для этого нужно следовать следующим шагам:
  • Заранее продумать план и цель. После чего заняться тщательной разработкой игры. Продумать образ, условия, процесс, сюжет и взаимодействие участников.
  • Поставить конкретную задачу, но обрисовать правила в игровом формате.
  • Весь учебный материал, как средство игры.
  • Результат игры должен быть связан с итогами учебных заданий. Допустим, ребенок выиграет только в том случае, если сможет решить упражнение либо выучить стих.

Во время игрового учебного процесса нужно внедрить соревновательную среду. Благодаря применению описанных выше необходимых игровых технологий получиться достигнуть поставленной цели и они способствуют повышению эффективности. Но всегда стоит подумать над тем, будут ли они актуальным в конкретных ситуациях и не помешают ли обучению. Игра должна дополнять, но никак не мешать изучению темы.
ТРИЗ для детей:
Прокачай мышление
играючи!
Наш курс ТРИЗ

Виды педагогического воздействия игровых методов обучения

Любая игровая технология обучения — это сложение разных техник (или игр). Их разновидностей большое количество, благодаря чему получается гибко подбирать инструмент обучения или объединять для того, чтобы глубже погрузиться в интересующую тему. Классифицировать игры можно сразу по нескольким разновидностям:
  • По тому, какие «ресурсы» учеников будут использованы. Например, игра должна требовать физических усилий, мыслительных способностей, эмоций или объединять сразу несколько «ресурсов».
  • По тому, какой тип процесса используется. Различается по учебному, коммуникативному, познавательному и репродуктивному типу.
  • По тому, как организовывается процесс. Проводиться анкета, конкурс и так далее.
  • По тому, насколько строгие правила. Есть ли заранее установленные условия или есть возможность импровизировать.
  • По тому, как строится процесс игры. С помощью сюжета, роли участников, предметов, имитаций или чего-то другого.

Нередко в игре применяется спортивный инвентарь, компьютерное оборудование, какие-то дополнительные предметы. Строгие правила в большинстве случаев устанавливаются, когда ученикам нужно проявить силу или интеллект. А импровизация подходит для музыкальных выступлений, театральной игры или праздника. Учителю нужно определиться со спецификой и дополнительными условиями игры, не забывая про особенности учеников, а также материал, который они проходят.

Направления и условия применения игровых методов обучения

Как уже говорилось, еще с древности игры были предназначены для развлечения. Но в то же время это важный элемент образования, который помогает в развитии. Вот некоторые сферы применения развлечений в образовательной деятельности:
  • Игры используются для того, чтобы изучить отдельные темы, курсы и разделы в учебных дисциплинах.
  • Игровые технологии используются как компонент общей технологии образования.
  • Игровые технологии вводятся как метод организовать учебные занятия либо их отдельные стадии.
  • Применяются для того, чтобы организовать внеклассную деятельность.

Если игровую технологию решили применить, как метод для того, чтобы организовать урок в школе, то ей можно воспользоваться следующими способами:
  • Прием для того, чтобы объяснить цель урока в виде игровой формы.
  • Объясняются правила, преподносящиеся в виде игровой формы.
  • Весь учебный процесс реализуется как одна игра.
  • Учебный процесс проводиться в виде соревнований.
  • Дидактические задания проходят в виде игры, что положительно сказывается на результате.

Такой метод обучения положительно сказывается на учащихся. А все из-за того, что они постоянно контактируют друг с другом и пытаются выйти победителями. Это позволяет очень продуктивно провести время и несет развивающий опыт.

Игровые методы обучения — это незаменимый элемент в интерактивном обучении детей. Эту систему можно использовать не только к ребятам дошкольного возраста, но и к старшеклассникам. Игровые технологии способны оставить положительный отпечаток в развитии и формировании ребенка, благодаря чему он усваивает куда больше информации.
Запишитесь на бесплатное
вводное занятие
Статьи по теме
Популярные статьи
Делитесь интересным с друзьями