Писать от руки или печатать на клавиатуре?

Ненавистные прописи как тренажер для ума и характера.
Каждый из нас в детстве проходил пытку чистописанием, когда страницу за страницей мы заполняли ровными однотипными крючочками, затем буквами, а потом уже и целыми словами.

Но и этого взрослым было мало! Впереди нас ждали сотни часов и килограммы тетрадей, чтобы отточить красивый почерк и грамотно писать слова. Стоила ли игра свеч? Пусть каждый сам честно ответит себе.


Сегодня, в век компьютерных технологий, когда заботливые программы не только подчеркнут слово с ошибкой, но и подставят нужное, а при отправке сообщения можно использовать голосовой набор, важно ли заставлять ребенка красиво писать от руки?

Лучше отдать часы, уходящие на прописи, например, на освоение новых навыков или активные игры. Не всё так однозначно.
Когда лучше писать от руки и почему
Всё зависит от возраста и цели. Первое знакомство ребенка с листом бумаги и ручкой/карандашом происходит в возрасте 1,5−2 лет, когда малыш изъявляет желание рисовать. Да, получаются у него каляки-маляки, но мозг ребенка начинает активизировать новые области и строить нейронные связи. Малыш, как может, кодирует образы в цветовые пятна и наборы линий. Так он пытается что-то сказать этому миру, т. е. цель взаимодействия ребенка и ручки с листом — коммуникация.


На следующем этапе взросления ребенок, с подачи родителей или самостоятельно, старается выводить конкретные образы: круг, квадрат, букву «А». Обычно это крупные рисунки, малышу еще сложно управлять собственной рукой. Цель происходящего: развитие мелкой моторики и формирование пространственных представлений.


С 6 лет начинается период подготовки к школе и само поступление в школу. Ребенок получает тетради с прописями и встает на рельсы тезиса «больше пиши, чтобы лучше писать».
В чем же здесь цель? Их несколько:

 — усовершенствовать мелкую моторику и пространственное представление;

 — сформировать усидчивость, старание и самоорганизацию, что поспособствует дальнейшей социализации;

 — повысить грамотность через зрительную и мышечную память — руки и глаза переносят образ слова в долгосрочную память.


Если всю начальную школу, то есть до 10−11 лет, ребенок совершенствует полученный навык скорописи — неразрывного письма — и все сопутствующие ему когнитивные навыки, то в средней школе возникает вопрос: пора ли переходить к совершенствованию навыка набора текста на клавиатуре.

Ответ — да, если целью является неизбежное вхождение ребенка в мир высоких технологий и современных навыков.
Компьютер для ребенка — игрушка или рабочий инструмент?
Важно на ранних этапах расставить с ребенком приоритеты во взаимодействии с гаджетами. Есть время для игр и время для образования. Да, огромное количество обучающих программ и приложений сочетают в себе и то и другое. У нас иная цель: важно сформировать образ компьютера, ноутбука или планшета как рабочего инструмента, а не игрушки. Тогда ребенок будет ассоциировать взаимодействие с гаджетом в контексте своей деятельности: «сейчас я играю», а «теперь я учусь».

Такое отношение к компьютерной технике — как к инструментам достижения конкретной цели (развлечься, пообщаться, найти информацию, написать текст) — не будет мешать образовательному процессу как дома, так и в школе.


Что касается дальнейшего развития мелкой моторики и когнитивных навыков, то десятипальцевая печать на клавиатуре, безусловно, поспособствует этому. Главное: не растерять уже выстроенные нейронные связи и не «усыпить» важные участки головного мозга. То есть и в вопросе «писать от руки или печатать на клавиатуре» важна золотая середина. Как её найти?
Ученые так и не пришли к единому мнению
Например, ученые долго спорили, о специфических плюсах скорописи. Вирджиния Бернингер, профессор педагогической психологии Университета штата Вашингтон, выделила такое преимущество: у детей появляется способность правильно и «богато» строить предложения. Это происходит потому, что «хвостики», соединяющие отдельные буквы в слова помогают воспринимать каждое слово как целое, а не как набор символов.


Писать от руки, как и печатать на компьютере, можно разными способами: отдельно стоящими буквами или скорописью (без отрыва руки), двумя пальцами или всеми десятью. То есть намеренное усложнение обоих навыков влияет на эффективность фиксирования и запоминания текста.


Ученых объединяет один тезис: из-за преимуществ сенсорно-моторной интеграции ввиду большего вовлечения органов чувств, а также тонких и точно контролируемых движений рук при письме от руки и при рисовании важно поддерживать оба вида деятельности в учебной среде, чтобы облегчить и оптимизировать обучение. Навык скоростной печати способствует работе над большими объемами информации, что пригодится в будущем — при обучении в колледже или вузе, а также в работе.
Дополнительные мотивы писать от руки
1. Релаксация: неспешная скоропись (как бы забавно это не звучало), леттеринг и каллиграфия позволяют настроиться на определенный успокаивающий ритм.


2.
Креативность: рисунки на полях и цветные текстовые делители задействуют большее число участков мозга, что влияет на усвояемость материала и формулирование мыслей.


3. Осознанность: невозможность автоматически исправить или переставить слова стимулирует высокую вовлеченность в процесс написания текста.


4. Цифровой детокс. Он необходим в большей степени взрослым, но и детям 12-17 лет не повредит расстаться на время с ПК или ноутбуком. Выполнение работы, связанной с текстом, в течение хотя бы одного часа в день позволит снизить доминирование гаджетов над нашей жизнью.
Делитесь интересным c друзьями:
Мы собираем данные cookie (данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта. Если вы не хотите, чтобы эти его данные обрабатывались, то вы должны покинуть сайт.
Запишите Ребенка на пробное занятие прямо сейчас!
Узнайте о современном детских занятиях, проверьте эффективность и получите новые знания!