Упражнения на развитие творческих способностей у ребенка можно выполнять дома или на дополнительных занятиях с тренером. Важно правильно подобрать когнитивную методику, которая будет вызывать живой интерес и способствовать научению. В сети можно найти много популярных техник для раскрытия творческого потенциала ребенка, приведем некоторые из них.
Фантазируем и пишем
Творческое письмо развивает воображение и фантазию, а также самостоятельность, навык изложения мыслей. Не стоит сразу давать сложные задания, например, сочинить целый рассказ с нуля. Для начала ребенок может придумывать альтернативные финалы известных произведений, менять место или время действия сказок, придумать персонажа в рамках описанного мира.
Изобретаем заново
В дошкольном возрасте можно использовать для развития фантазии и творческого мышления ребенка случайные предметы. Если малыш не знаком с объектом, предложите ему интересную игру: предположить, из какой сферы предмет, для чего нужен, как может использоваться. Другой вариант — искать сходства в привычном. На что похож камень под ногами или облако на небе?
Подбираем ассоциации
В эту вербальную игру можно играть где угодно и даже на ходу. Выбирайте случайные слова и ищите для них нетривиальные эпитеты, сравнения, определения. Если ребенок любит читать, предлагайте ему книги известных писателей. Мастера слова поражают меткими метафорами и учат мыслить нестандартно.
Традиционные занятия для развития мышления ребенка также включают элемент творчества. К ним относятся игры с конструктором и пазлами, лепка и рисование, рукоделие, решение головоломок и ребусов, шахматы.
Ментальная арифметика и скорочтение в креативном развитии ребенка
Современная образовательная система ориентирована на развитие логики, аналитических способностей, левого полушария головного мозга. Стремление к дисциплине иногда приводит к тому, что ребенку снижают оценку за нестандартное решение при правильном ответе.
Мы в Sirius Future проводим занятия по ментальной арифметике и скорочтению, которые способствуют уравновешиванию и синхронизации левого и правого полушарий мозга в процессе мышления ребенка. Как это работает?
Во время упражнений по ментальной арифметике ребенок представляет цифры в виде картинок. Способность создавать образы выступает как основа нестандартного мышления и креативности. В процессе занятий также работают кинезиологические механизмы: учащийся выполняет определенные движения, которые ассоциируются с математическими действиями на счетах. Выстраивая связи между объектами и процессами, используя разные органы чувств, ребенок расширяет границы познания. Это существенное преимущество перед стандартным логическим мышлением, которое помогает в учебе и формирует всесторонне развитую личность.
Техники скорочтения, такие как таблицы Шульте или клиновидные, расширяют поле зрения. Расположение текста вверх ногами, пропуск букв и другие упражнения помогают воспринимать слова целиком, как образы, тренируют интуицию. Для подавления артикуляции используются такие приемы, как отстукивание ритма пальцами. Одновременное выполнение механического действия без потери концентрации на тексте задействует разные отделы мозга и тренирует его.
Регулярные занятия ментальной арифметикой и скорочтением способствуют быстрому развитию мышления с дошкольного возраста.
Ребенок приобретает необходимые навыки:- создание оригинальных идей;
- развитие гибкости, быстрое переключение между действиями;
- повышение скорости генерации идей;
- качественная проработка деталей.
Выбор в пользу ментальной арифметики или скорочтения не обязательно должен зависеть от того, кем хочет стать ребенок. Основная цель обеих методик в том, чтобы правое и левое полушария мозга получали равномерную нагрузку и работали синхронно. Умение быстро считать в уме или читать по три страницы в отведенное время вместо одной — это приятное дополнение к полноценному развитию интеллекта. Выбирайте ту программу, которая кажется ребенку более интересной, или сочетайте занятия по обоим направлениям.