Развитие творческого мышления у детей

Креативность, или творческое мышление, — один из самых востребованных видов soft skills во многих сферах деятельности. Сегодня «гибкие навыки» ценятся едва ли не выше профессиональных компетенций. Способность мыслить нестандартно, находить несколько вариантов решения задачи, визуализировать результат важна для художников, дизайнеров, стилистов, модельеров, маркетологов и специалистов по рекламе. Однако список не ограничивается сферой искусства и социальных взаимоотношений. Инженерам, изобретателям, научным исследователям, аналитикам также необходимы творческое мышление и развитая интуиция. Креативный подход делает возможными создание инноваций, технический прогресс, научные открытия.


Зачем развивать креативное мышление ребенка?

Существует два мифа, которые связаны с креативным мышлением.

Согласно первому, творчество ограничивается прикладным и изобразительным искусством, музыкой, танцами и художественной литературой. «Большая психологическая энциклопедия» определяет креативное мышление как способность создавать субъективно новый продукт с нетривиальным подходом к целям, смыслам, оценкам, мотивации. И такой навык полезен для каждого ребенка, а не только для того, кто хочет стать новым Пикассо или Майей Плисецкой. Он помогает быстро реагировать на вызовы, находить выход из сложных ситуаций, способствует возникновению интересных идей.


Второй миф: нужно родиться гением, чтобы изобретать новое или творить. На самом деле дети с разной наследственностью, склонностями и воспитанием могут развивать творческий потенциал. Принцип не отличается от любого другого навыка — от письма до езды на велосипеде. Сегодня существует множество методик для детей от дошкольного возраста до подросткового. При регулярных занятиях формируется и развивается навык нестандартного мышления, который помогает в учебе, работе и жизни.



Как происходит формирование креативности?

Развитие творческого мышления у ребенка начинается еще в дошкольном возрасте. За него отвечает «эмоциональное» правое полушарие головного мозга, в котором нет речевых центров. В отличие от «аналитического» левого, оно работает не с абстрактными понятиями и схемами, а с целостными образами, символами, ощущениями. Преимущество правого полушария в высокой скорости обработки информации, в эвристичности мышления и возможности быстро и без деталей охватить картину мира, понять основную суть.

В первые годы жизни именно правое полушарие получает основное развитие. Этому способствуют игры, подражание, рисование и другая креативная деятельность ребенка. Малыши часто изобретают новые слова, придумывают применение неизвестным предметам и ставят нас в тупик своими рассуждениями, которые не соотносятся со взрослой логикой.
Со временем в процессе овладения речью и письмом, при дальнейшем образовании, бразды правления переходят к левому полушарию. Но без совершенствования способностей к творческому мышлению в рамках современной школьной системы сложно вырастить гармонично развитого ребенка.

Как оценить уровень развития креативного мышления?

В структуре творческого мышления традиционно выделяют два типа:

  • дивергентное связано с поиском разных решений одной задачи;
  • конвергентное позволяет выбрать оптимальный вариант из доступных.

Тест Гилфорда проверяет развитие дивергентного мышления. Он проводится с использованием любого предмета. Суть заключается в том, чтобы придумать максимальное число применений для объекта. Например, стеклянную бутылку можно использовать как скалку, вазу, подсвечник или емкость для гирлянд, как музыкальный инструмент, если подуть в горлышко под определенным углом.

В ходе оценки используется 4 критерия:
  • гибкость определяется по числу уникальных целей применения;
  • новизну и оригинальность идей обычно оценивают другие участники эксперимента;
  • полезность — то, насколько применима теория к жизни;
  • беглость оценивается по количеству неповторяющихся вариантов.
Тест Медника разработан для проверки развития мышления конвергентного типа. Ребенку предлагают три слова. Задача — придумать четвертое, которое сочетается с каждым из исходной тройки. Например, для слов «поезд», «купить» и «бумажный» ответом может быть «билет»: «билет на поезд», «купить билет», «бумажный билет». Чем больше творческих вариантов предлагает ребенок для каждой тройки, тем лучше развито креативное мышление.

Педагоги и психологи также прибегают к универсальным тестам Торренса, которые объединены в вербальную, звуковую и изобразительную группы. Оценка актуальна для детей с 5–7-летнего возраста и до 17–20 лет. В ходе тестирования респонденту предлагают найти причины и следствия сценок на рисунках, закончить изображения, усовершенствовать наброски, подобрать ассоциации к звукам.

Развивающие методики и техники


Упражнения на развитие творческих способностей у ребенка можно выполнять дома или на дополнительных занятиях с тренером. Важно правильно подобрать когнитивную методику, которая будет вызывать живой интерес и способствовать научению. В сети можно найти много популярных техник для раскрытия творческого потенциала ребенка, приведем некоторые из них.


Фантазируем и пишем

Творческое письмо развивает воображение и фантазию, а также самостоятельность, навык изложения мыслей. Не стоит сразу давать сложные задания, например, сочинить целый рассказ с нуля. Для начала ребенок может придумывать альтернативные финалы известных произведений, менять место или время действия сказок, придумать персонажа в рамках описанного мира.

Изобретаем заново

В дошкольном возрасте можно использовать для развития фантазии и творческого мышления ребенка случайные предметы. Если малыш не знаком с объектом, предложите ему интересную игру: предположить, из какой сферы предмет, для чего нужен, как может использоваться. Другой вариант — искать сходства в привычном. На что похож камень под ногами или облако на небе?

Подбираем ассоциации

В эту вербальную игру можно играть где угодно и даже на ходу. Выбирайте случайные слова и ищите для них нетривиальные эпитеты, сравнения, определения. Если ребенок любит читать, предлагайте ему книги известных писателей. Мастера слова поражают меткими метафорами и учат мыслить нестандартно.
Традиционные занятия для развития мышления ребенка также включают элемент творчества. К ним относятся игры с конструктором и пазлами, лепка и рисование, рукоделие, решение головоломок и ребусов, шахматы.

Ментальная арифметика и скорочтение в креативном развитии ребенка

Современная образовательная система ориентирована на развитие логики, аналитических способностей, левого полушария головного мозга. Стремление к дисциплине иногда приводит к тому, что ребенку снижают оценку за нестандартное решение при правильном ответе.
Мы в Sirius Future проводим занятия по ментальной арифметике и скорочтению, которые способствуют уравновешиванию и синхронизации левого и правого полушарий мозга в процессе мышления ребенка. Как это работает?

Во время упражнений по ментальной арифметике ребенок представляет цифры в виде картинок. Способность создавать образы выступает как основа нестандартного мышления и креативности. В процессе занятий также работают кинезиологические механизмы: учащийся выполняет определенные движения, которые ассоциируются с математическими действиями на счетах. Выстраивая связи между объектами и процессами, используя разные органы чувств, ребенок расширяет границы познания. Это существенное преимущество перед стандартным логическим мышлением, которое помогает в учебе и формирует всесторонне развитую личность.

Техники скорочтения, такие как таблицы Шульте или клиновидные, расширяют поле зрения. Расположение текста вверх ногами, пропуск букв и другие упражнения помогают воспринимать слова целиком, как образы, тренируют интуицию. Для подавления артикуляции используются такие приемы, как отстукивание ритма пальцами. Одновременное выполнение механического действия без потери концентрации на тексте задействует разные отделы мозга и тренирует его.

Регулярные занятия ментальной арифметикой и скорочтением способствуют быстрому развитию мышления с дошкольного возраста.

Ребенок приобретает необходимые навыки:

  • создание оригинальных идей;
  • развитие гибкости, быстрое переключение между действиями;
  • повышение скорости генерации идей;
  • качественная проработка деталей.

Выбор в пользу ментальной арифметики или скорочтения не обязательно должен зависеть от того, кем хочет стать ребенок. Основная цель обеих методик в том, чтобы правое и левое полушария мозга получали равномерную нагрузку и работали синхронно. Умение быстро считать в уме или читать по три страницы в отведенное время вместо одной — это приятное дополнение к полноценному развитию интеллекта. Выбирайте ту программу, которая кажется ребенку более интересной, или сочетайте занятия по обоим направлениям.
Гузель Гайсина
Методист и педагог по ментальной арифметике
Образование: Педагог
Опыт с детьми: 8 лет

Делитесь интересным c друзьями:
Запишите Ребенка на пробное занятие прямо сейчас!
Узнайте о современном детских занятиях, проверьте эффективность и получите новые знания!