Что такое вальдорфская педагогика?

Образование
Ментальная арифметика
Дети
3мин
30.05.2023
Вальдорфская педагогика обладает уникальными инструментами для развития личного потенциала каждого ребенка. Так, детская психика не перегружается большим количеством уроков и домашних заданий. Поэтому у учеников остается свобода для их собственных внутренних интеллектуальных процессов. Одна из важнейших задач, с которой успешно справляется вальдорфская педагогика, — сохранение детства для ребят.

Лозунги вальдорфской методики звучат очень привлекательно:

  • «Школа должна адаптироваться к ребенку, а не ребенок к школе»;
  • «Приоритет — развитию уникальных способностей детей, а не предметных знаний»;
  • «Отказ от массового образования в пользу выстраивания индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика»;
  • «Высокопрофессиональные, любящие свою работу и детей учителя, а не равнодушные “трансляторы” учебников».

Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребенка», где созданы все условия для воспитания гармонично развитой личности.
Как говорил основатель системы вальдорфской педагогики Р. Штайнер, «…не существует развития вообще, как такового. Есть развитие одного человека. И второго, и третьего. Десятого, тысячного. Сколько есть на свете людей — столько должно быть и процессов развития».

Учебные заведения, которые практикуют вальдорфскую педагогику, выгодно отличаются от стандартных государственных. Там нет толкотни и шума, привычных учебников и тетрадей, звонков и отметок. Зато царит атмосфера творчества и доброжелательности. Многие родители считают это важнейшим преимуществом вальдорфских школ и детских садов.
История возникновения
Основой для возникновения вальдорфской методики послужили многочисленные жалобы сотрудников сигаретной фабрики «Вальдорф Астория» на то, что их детям не хватает качественного образования. Родители заметили, что школьники просто зазубривают материал. А учителя не спешат уделять внимание педагогической работе, развитию познавательных и творческих способностей детей.

Эмиль Мольта, владелец компании, прислушался к мнению работников. Он решил создать новую уникальную школу, которая будет развивать лучшие качества в детях и подходить под их возрастные особенности. Для воплощения идеи меценат обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру (1861–1925).
Современные вальдорфские педагоги считают Рудольфа Штайнера примером идеального учителя. В своих 6000 лекциях и 20 книгах он исследовал вопросы религии и философии, медицины, экономики, сельского хозяйства, искусства.

В 1919 году новая школьная программа была одобрена министерством культуры и образования Германии. Через год открылась первая школа, работающая по методике Рудольфа Штайнера. Ее первыми учениками стали дети рабочих фабрики.

Успехи в работе первой школы послужили основанием для развития сети образовательных учреждений в Германии, Австрии, Норвегии, США, Великобритании. Сегодня вальдорфское образование — одна из крупнейших в мире независимых систем обучения. Она практикуется более чем в 60 странах мира, в тысячах школ и детских садов.

В нашей стране первая вальдорфская школа появилась в 1992 г. Если изначально Штайнер создавал программу по инициативе рабочих, то в России основателями вальдорфских детских садов и других учебных заведений стали обеспеченные родители с высшим образованием. И тех, и других родителей связывало ответственное отношение к воспитанию своих детей.
Научим складывать
и вычитать в уме трехзначные числа
Наш курс по ментальной арифметике
Суть педагогического метода
Основная идея системы Рудольфа Штайнера — ребенок раскрывает способности, данные ему природой, в комфортной обстановке, без стресса, страха, критики и оценки его действий. В вальдорфских школах царит доброжелательная обстановка, располагающая детей к самостоятельному выбору интересных занятий. Такая педагогика воспитывает интеллектуально развитых людей, которые знают свои возможности и сильные стороны.

Еще одна проблема, которую решает методика, — пробел между занятиями в дошкольных группах раннего развития и в школе. Вальдорфская методика образования представляет собой единую систему «детский сад — школа».

Всего существует три ступени:

  • дошкольный период. Основной упор делается на физическое и творческое развитие ребенка, а также тренировку мелкой моторики. Воспитатели стремятся сохранить малышам детство. Поэтому о раннем обучении счету, чтению, письму речи не идет;
  • младшая и средняя школа. Начинается с 7 лет. Приоритет смещается на развитие памяти, эмоционально-волевой сферы, образного мышления. Начальные классы не имеют учебников. Каждый урок длится 1,5–2 часа. У школьников нет домашних заданий, контрольных работ, оценок и экзаменов. До 5-го класса ребята в основном занимаются рисованием, музыкой, обсуждением историй. С 5-го по 8-й акцент делается на творчество: ученики ставят перформансы и спектакли, организуют фестивали;
  • старшая школа. Много внимания уделяется развитию логического и абстрактного мышления через освоение точных наук и академических дисциплин. Появляются оценки.

Обучение в вальдорфской школе продолжается 10–11 лет. Аккредитованные учебные заведения строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения. Дети проходят аттестацию в 4-м, 9-м и 11-м классах, сдают ОГЭ и ЕГЭ.
Основные принципы методики вальдорфской педагогики — что это?
  • Доброжелательная атмосфера. В классах вальдорфской школы дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную. Это здоровая социальная среда, где ничто не подавляет индивидуальность учащегося и не препятствует его творчеству.
  • Принцип неопережения. В вальдорфской школе ребята не лишаются детства и развиваются каждый в своем темпе. Считается, что сначала малыш должен эмоционально созреть. И только затем можно заниматься его интеллектуальным развитием.
  • Принцип «душевной экономии». Каждый ученик обучается тому, чем он может овладеть и что не вызывает у него отторжения на текущем этапе.
  • Принцип «обучения в сопровождении чувств». Естественная, экологичная методика, основанная на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: радостно — грустно, интересно — не интересно и т. п.
  • Приоритет духовности. Педагоги обращаются к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны культурой и цивилизацией. Используются принципы гармонизации чувств, воли и мышления ребенка.
  • ·Формирование конкретных практических навыков, умения работать с инструментами и материалами. Помимо стандартных школьных предметов в расписании представлены сельское хозяйство, рукоделие и ремесло, строительство дома. Дети учатся ухаживать за животными, выращивать растения, украшать класс с использованием природных материалов.
  • Уважение к потребности детей в физической активности. Во время уроков ученики много двигаются и играют. Например, таблицу умножения запоминают под ритмические хлопки и топанье ногами.
  • Акцент на творчестве. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат общаться, фантазировать и создавать новые образы. Активно используются самодельные игрушки из натуральных материалов. Есть уникальные предметы, например эвритмия — сочетание пантомимы и танца под музыку — или чтение стихотворений.
  • Вовлеченность семьи в процесс обучения. В вальдорфской школе проводятся совместные праздники и мероприятия, уроки, концерты. Взрослые могут поучаствовать в оформлении помещений и изготовлении игрушек.

Вальдорфская педагогика — ненасильственная. Поэтому между учителем и учениками устанавливаются особые отношения. В школе детей принимают такими, какие они есть. Общение преподавателя с учеником строится с учетом темперамента ребенка (флегматик, сангвиник, холерик или меланхолик), его типа восприятия (слухового, визуального, кинетического) и сигнальной системы (мыслительной, художественной, мыслительно-художественной).
Очень важно, что с первого по седьмой класс все занятия проводит один педагог. А значит, у детей не возникает стресса при переходе из начальной школы в среднее звено. При этом учитель должен быть образцом для подражания. Ему необходимо уметь контролировать свои эмоции и поведение, заниматься самосовершенствованием.

Плюсы системы:
  • отсутствие стресса и дискомфорта;
  • развитие личного потенциала и творческих способностей ребенка;
  • активное вовлечение семьи в учебный процесс.
Итоги обучения — позитивный взгляд на мир, здравый смысл, высокий эмоциональный интеллект и эмпатия, креативность, ответственность. Педагоги ставят целью воспитать свободную личность, которая умеет действовать и отвечать за свои поступки.

Минусы системы:

  • нахождение в комфортной искусственной среде, изолированной от реального неидеального мира;
  • трудности адаптации, если малыша переводят в государственную школу;
  • отсутствие у ребенка необходимости прикладывать усилия для развития своих способностей: в вальдорфской школе каждый изучает то, что ему легко дается.

Программа подойдет детям:

  • умеющим сосредотачиваться на деталях и способным долгое время заниматься одной задачей;
  • интересующимся окружающими предметами и их функционалом;
  • покладистым и неконфликтным, с готовностью откликающимся на инициативы взрослых;
  • любящим сказки и воображающим себя героями придуманных историй;
  • обладающим выдающимися интеллектуальными способностями и не вписывающимся в систему жестких правил и оценок;
  • получающим знания из книг и окружающего мира, нуждающимся в школе только для социализации.

Вальдорфская педагогика заботится о ранимых и чутких детях, которые не могут вписаться в коллектив общеобразовательной школы, постоять за себя и защитить свои границы. Комфортная среда дает им возможность созреть, окрепнуть морально и физически.

Система также рекомендована детям, которым ставят диагноз «задержка речевого и интеллектуального развития». Обычно таким ученикам трудно даются обобщения, абстрактные категории, понимание текстов и вторые значения слов. Это вызывает беспокойство у родителей. Но на самом деле их ребенку просто не подходит большинство современных общеобразовательных программ, задающих сумасшедший темп освоения учебного материала. В вальдорфской школе с ним будут говорить на понятном ему языке конкретики.
Однако методику Р. Штайнера при всех ее преимуществах нельзя назвать универсальной.

Обучение, скорее всего, не подойдет детям, которые:

  • имеют ярко выраженные волевые качества, не признают авторитетов и идут своим путем;
  • обладают потребностью в первенстве, лидерстве, признании;
  • располагают высоким потенциалом в области науки и техники.
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Запишитесь на бесплатное
вводное занятие
Сурия Алиева
Педагог по ментальной арифметике
Образование: Учитель начальных классов
Опыт с детьми: 10 лет

Делитесь интересным с друзьями