Как научить ребенка понимать и пересказывать прочитанное?

Мы часто недооцениваем роль пересказа в школьном обучении и жизни. В действительности этот навык нужен не только на уроках литературы.


Вдумчивое прочтение и изложение сути текста помогает решить задачу по математике, усвоить содержание главы из учебника по окружающему миру, и понять смысл текста не только по гуманитарному, но и по естественно-научному предмету. Ребенок, не умеющий пересказывать прочитанное и формулировать мысль собственными словами, вынужден заучивать целые абзацы текста. Зазубривание может помочь с оценкой, но реальных знаний не дает.


Образовательные стандарты предполагают, что дошкольник способен изложить около 30 % смысла текста, младшеклассник — минимум 50 %, а ученик среднего звена — от 60 до 100 %. Безусловно, помочь научиться пересказывать текст ребенку должны не только педагоги, но и родители. Важно вовремя приступить к занятиям, пока объем информации на уроках не слишком велик.

При пересказе работает память, мышление, логика и анализ, а также эмоциональное восприятие. Ребенок развивает словарный запас, учится составлять полноценные предложения и грамотно излагать свою мысль, давая оценку действиям героев.

Каким бывает изложение текста и как его оценивают?

Условно выделяют три типа пересказа в зависимости от того, как полно передана информация:


  • сжатый предполагает краткую передачу сути, выделение основной мысли;
  • выборочный напоминает развернутые ответы на ключевые вопросы по произведению;
  • близкий к тексту — это полное изложение прочитанного с подробным описанием деталей.

Школьные учителя оценивают изложение по нескольким критериям. Ребенок должен говорить собственными фразами, без заучивания. При этом характерные для автора образные выражения и уникальная лексика повышают качество пересказа. Важно соблюдать логику повествования и устанавливать причинно-следственные связи между событиями или явлениями. Также оценивается полнота передачи деталей для научных книг и речевая выразительность, если мы говорим о литературных произведениях.

Почему у детей возникают проблемы с пересказом?

Основная причина затруднений в изложении прочитанного заключается в плохом понимании текста. Мальчики и девочки стараются правильно произносить слоги, фокусируются на быстром воспроизведении букв и делают это механически, не углубляясь в смысл написанного. Отчасти в проблеме ребенка виноваты школьные тесты на скорость чтения, к которым нет необходимой подготовки.

Помимо автоматического чтения могут быть и другие причины. Усталость и проблемы со здоровьем могут нарушать концентрацию и память. Скудный словарный запас и боязнь спросить приводят к тому, что некоторые слова и целые части произведения остаются непонятными. Из-за неумения подбирать синонимы и выстраивать ассоциативные ряды пересказывание может быть скудным и недетальным.

Как помочь ребенку научиться понимать и пересказывать текст?

Важно вместе найти причину неудач и попытаться ее устранить. Не ругайте ребенка и не заставляйте многократно перечитывать отрывок, пока он не поймет суть. Такие методы лишь снижают мотивацию и отбивают желание учиться. Необходимо поменять алгоритм работы и подход к упражнениям, чтобы добиться правильного понимания текстов.
Популярные техники
  • Рассказ по иллюстрациям
    Опорные изображения помогают лучше запомнить суть. Дошкольники могут смотреть на иллюстрации в книге, а ребятишки постарше — на нарисованные или распечатанные из интернета картинки.
  • Изложение от лица героя
    Попросите сына или дочку описать ситуацию, как ее видит главный герой. Для ученика средних классов можно усложнить задачу. Попросите представить мнение и других действующих лиц. Это поможет глубже понять текст и проследить причины поступков.
  • Театральная постановка
    С малышами интересно воспроизводить истории в лицах. Используйте пальчиковые куклы или любые подходящие игрушки, чтобы разыграть прочитанную сказку.
  • Пересказ по плану
    Это основная техника, которая подходит для школьников. Алгоритм позволяет выделять смысловые блоки и ключевые мысли в них, чтобы после объединить в целостный рассказ.
  • Читательский дневник
    Техника подходит для учеников средних и старших классов. Школьник ведет специальную тетрадь, в которую записывает данные обо всех прочитанных книгах: автора, название, действующих лиц, основную фабулу и другие детали. Практика тренирует внимательность во время чтения, ведь после нужно будет ответить на вопросы. А еще к дневнику удобно возвращаться при подготовке к экзаменам по литературе.

Как прочитать и пересказать текст по плану?

Предлагаем поэтапное руководство, как работать с алгоритмом и читать вдумчиво.

Шаг 1. Предложите ребенку прочитать текст, а после задайте вопросы по содержанию, чтобы проверить понимание. Если есть незнакомые слова, дайте им определение.

Шаг 2. Вместе выделите смысловые блоки — абзацы или предложения с законченной мыслью. Это каркас нашего будущего пересказа.

Шаг 3. Озаглавьте первую часть и определите, о чем в ней речь. Выделите ключевые слова, которые передают основную мысль отрывка.

Шаг 4. Последовательно проработайте каждый смысловой блок и составьте письменный план с выделением частей и ключевыми словами. Опираясь на эти заметки, ребенку будет легче восстановит содержание в памяти.

Шаг 5. Когда ребенок изложит первую часть, предложите ему вернуться к тексту и проверить себя. Также последовательно пересказываем все блоки.

Шаг 6. Еще раз перечитайте весь материал и попросите изложить его целиком с опорой на план.

Как выбирать тексты для тренировок?

Правильный выбор материала очень важен, особенно в начале занятий. Текст должен соответствовать возрасту и быть интересным. Скучные, слишком длинные, научные или «взрослые» отрывки с обилием непонятных слов вызывают проблемы, плохо усваиваются и снижают мотивацию ребенка.

Педагоги предлагают несколько критериев, чтобы выбрать хорошие материалы для упражнений:

  • небольшой объем позволяет прочитать текст за один раз, для дошкольников подходят стишки и небольшие сказки, для младшеклассников — короткие рассказы или главы;
  • интересные сюжеты лучше удерживают внимание и запоминаются, чем образное описание природы или главы из учебника;
  • немногочисленные действующие лица с яркими характерами или деталями вызывают интерес и повышают концентрацию на задаче.
Подходящие материалы легко подобрать в популярных поисковых системах в соответствии с возрастом и интересами учащегося. Также можно использовать школьные книги для самостоятельного чтения.

Упражнения на понимание и изложение
 прочитанного
Как и во всем, что касается детского обучения, в упражнениях на понимание прочитанного помогают игры. Предлагаем несколько действенных вариантов, как вместе провести время весело и с пользой.
  • 1
    Распечатайте небольшой текст и нарежьте предложения на отдельные словосочетания или слова
    Предложите сыну или дочке собрать пазл по смыслу.
  • 2
    Выберите рассказ, сказку или главу из учебника и попросите вычеркнуть все слова, без которых получится сохранить смысл написанного
    Такая техника учит ребенка понимать основную суть текста и делать краткий пересказ прочитанного
  • 3
    Предложите школьнику поставить себя на место героя и придумать альтернативную концовку
    Это способ поможет глубже понять мотивы персонажей и запомнить текст, а также станет хорошей техникой воспитания.
    Решайте текстовые ребусы и задачи на логику. В них важно тонко понимать прочитанный текст, чтобы найти правильное решение.
  • 4
    Решайте текстовые ребусы и задачи на логику
    В них важно тонко понимать прочитанный текст, чтобы найти правильное решение.
  • 5
    Для развития словарного запаса, наблюдательности и воображения полезно разговаривать во время прогулок.
    Обсуждайте пейзаж вокруг, придумывайте сюжеты с людьми и животными, предполагайте причины их действий и прочее. Активное наблюдение, говорение, фантазирование обогащает речь, развивает мышление и память.
Наш курс скорочтения
Научим читать в 2 раза быстрее за 2 месяца

Чем полезны курсы скорочтения от Sirius Future?

Мы учим детей не просто быстро читать, а понимать текст. Впечатляющие цифры не имеют смысла, если в памяти ничего не остается. Обучение медленному и вдумчивому, а также быстрому и интуитивному чтению проходит параллельно. Освоив оба навыка к концу занятий, учащиеся без проблем понимают тексты.

После курса ребенок может подробно пересказывать любой прочитанный или звучащий текст (например, аудиокниги), содержание фильмов, спектаклей и других произведений. Приятные бонусы — это богатый язык, грамотное выражение собственного мнения, навыки анализа содержания.

Как мы учим качественно прочитывать и пересказывать тексты? Занятия проходят в режиме онлайн с использованием удобной платформы. Нужен только ПК, ноутбук, смартфон или планшет с подключением к интернету. На пробном бесплатном уроке вы можете оценить удобство формата и работу тренера. Расписание и программа составляются индивидуально с учетом возраста и начального уровня ученика.
Регина Пицентий
Методист и педагог по ментальной арифметике
Образование: Учитель начальных классов
Опыт с детьми: более 7 лет

Делитесь интересным c друзьями:
Запишите Ребенка на пробное занятие прямо сейчас!
Узнайте о современном детских занятиях, проверьте эффективность и получите новые знания!