Как научить ребенка понимать и пересказывать прочитанное?

Мы часто недооцениваем роль пересказа в школьном обучении и жизни. В действительности этот навык нужен не только на уроках литературы.


Вдумчивое прочтение и изложение сути текста помогает решить задачу по математике, усвоить содержание главы из учебника по окружающему миру, и понять смысл текста не только по гуманитарному, но и по естественно-научному предмету. Ребенок, не умеющий пересказывать прочитанное и формулировать мысль собственными словами, вынужден заучивать целые абзацы текста. Зазубривание может помочь с оценкой, но реальных знаний не дает.


Образовательные стандарты предполагают, что дошкольник способен изложить около 30 % смысла текста, младшеклассник — минимум 50 %, а ученик среднего звена — от 60 до 100 %. Безусловно, помочь научиться пересказывать текст ребенку должны не только педагоги, но и родители. Важно вовремя приступить к занятиям, пока объем информации на уроках не слишком велик.

При пересказе работает память, мышление, логика и анализ, а также эмоциональное восприятие. Ребенок развивает словарный запас, учится составлять полноценные предложения и грамотно излагать свою мысль, давая оценку действиям героев.

Каким бывает изложение текста и как его оценивают?

Условно выделяют три типа пересказа в зависимости от того, как полно передана информация:


  • сжатый предполагает краткую передачу сути, выделение основной мысли;
  • выборочный напоминает развернутые ответы на ключевые вопросы по произведению;
  • близкий к тексту — это полное изложение прочитанного с подробным описанием деталей.

Школьные учителя оценивают изложение по нескольким критериям. Ребенок должен говорить собственными фразами, без заучивания. При этом характерные для автора образные выражения и уникальная лексика повышают качество пересказа. Важно соблюдать логику повествования и устанавливать причинно-следственные связи между событиями или явлениями. Также оценивается полнота передачи деталей для научных книг и речевая выразительность, если мы говорим о литературных произведениях.

Почему у детей возникают проблемы с пересказом?

Основная причина затруднений в изложении прочитанного заключается в плохом понимании текста. Мальчики и девочки стараются правильно произносить слоги, фокусируются на быстром воспроизведении букв и делают это механически, не углубляясь в смысл написанного. Отчасти в проблеме ребенка виноваты школьные тесты на скорость чтения, к которым нет необходимой подготовки.

Помимо автоматического чтения могут быть и другие причины. Усталость и проблемы со здоровьем могут нарушать концентрацию и память. Скудный словарный запас и боязнь спросить приводят к тому, что некоторые слова и целые части произведения остаются непонятными. Из-за неумения подбирать синонимы и выстраивать ассоциативные ряды пересказывание может быть скудным и недетальным.

Как помочь ребенку научиться понимать и пересказывать текст?

Важно вместе найти причину неудач и попытаться ее устранить. Не ругайте ребенка и не заставляйте многократно перечитывать отрывок, пока он не поймет суть. Такие методы лишь снижают мотивацию и отбивают желание учиться. Необходимо поменять алгоритм работы и подход к упражнениям, чтобы добиться правильного понимания текстов.
Популярные техники
Рассказ по иллюстрациям
Опорные изображения помогают лучше запомнить суть. Дошкольники могут смотреть на иллюстрации в книге, а ребятишки постарше — на нарисованные или распечатанные из интернета картинки.
Изложение от лица героя
Попросите сына или дочку описать ситуацию, как ее видит главный герой. Для ученика средних классов можно усложнить задачу. Попросите представить мнение и других действующих лиц. Это поможет глубже понять текст и проследить причины поступков.
Театральная постановка
С малышами интересно воспроизводить истории в лицах. Используйте пальчиковые куклы или любые подходящие игрушки, чтобы разыграть прочитанную сказку.
Пересказ по плану
Это основная техника, которая подходит для школьников. Алгоритм позволяет выделять смысловые блоки и ключевые мысли в них, чтобы после объединить в целостный рассказ.
Читательский дневник
Техника подходит для учеников средних и старших классов. Школьник ведет специальную тетрадь, в которую записывает данные обо всех прочитанных книгах: автора, название, действующих лиц, основную фабулу и другие детали. Практика тренирует внимательность во время чтения, ведь после нужно будет ответить на вопросы. А еще к дневнику удобно возвращаться при подготовке к экзаменам по литературе.

Как прочитать и пересказать текст по плану?

Предлагаем поэтапное руководство, как работать с алгоритмом и читать вдумчиво.

Шаг 1. Предложите ребенку прочитать текст, а после задайте вопросы по содержанию, чтобы проверить понимание. Если есть незнакомые слова, дайте им определение.

Шаг 2. Вместе выделите смысловые блоки — абзацы или предложения с законченной мыслью. Это каркас нашего будущего пересказа.

Шаг 3. Озаглавьте первую часть и определите, о чем в ней речь. Выделите ключевые слова, которые передают основную мысль отрывка.

Шаг 4. Последовательно проработайте каждый смысловой блок и составьте письменный план с выделением частей и ключевыми словами. Опираясь на эти заметки, ребенку будет легче восстановит содержание в памяти.

Шаг 5. Когда ребенок изложит первую часть, предложите ему вернуться к тексту и проверить себя. Также последовательно пересказываем все блоки.

Шаг 6. Еще раз перечитайте весь материал и попросите изложить его целиком с опорой на план.

Как выбирать тексты для тренировок?

Правильный выбор материала очень важен, особенно в начале занятий. Текст должен соответствовать возрасту и быть интересным. Скучные, слишком длинные, научные или «взрослые» отрывки с обилием непонятных слов вызывают проблемы, плохо усваиваются и снижают мотивацию ребенка.

Педагоги предлагают несколько критериев, чтобы выбрать хорошие материалы для упражнений:

  • небольшой объем позволяет прочитать текст за один раз, для дошкольников подходят стишки и небольшие сказки, для младшеклассников — короткие рассказы или главы;
  • интересные сюжеты лучше удерживают внимание и запоминаются, чем образное описание природы или главы из учебника;
  • немногочисленные действующие лица с яркими характерами или деталями вызывают интерес и повышают концентрацию на задаче.
Подходящие материалы легко подобрать в популярных поисковых системах в соответствии с возрастом и интересами учащегося. Также можно использовать школьные книги для самостоятельного чтения.

Упражнения на понимание и изложение
 прочитанного
Как и во всем, что касается детского обучения, в упражнениях на понимание прочитанного помогают игры. Предлагаем несколько действенных вариантов, как вместе провести время весело и с пользой.
1
Распечатайте небольшой текст и нарежьте предложения на отдельные словосочетания или слова
Предложите сыну или дочке собрать пазл по смыслу.
2
Выберите рассказ, сказку или главу из учебника и попросите вычеркнуть все слова, без которых получится сохранить смысл написанного
Такая техника учит ребенка понимать основную суть текста и делать краткий пересказ прочитанного
3
Предложите школьнику поставить себя на место героя и придумать альтернативную концовку
Это способ поможет глубже понять мотивы персонажей и запомнить текст, а также станет хорошей техникой воспитания.
Решайте текстовые ребусы и задачи на логику. В них важно тонко понимать прочитанный текст, чтобы найти правильное решение.
4
Решайте текстовые ребусы и задачи на логику
В них важно тонко понимать прочитанный текст, чтобы найти правильное решение.
5
Для развития словарного запаса, наблюдательности и воображения полезно разговаривать во время прогулок.
Обсуждайте пейзаж вокруг, придумывайте сюжеты с людьми и животными, предполагайте причины их действий и прочее. Активное наблюдение, говорение, фантазирование обогащает речь, развивает мышление и память.

Чем полезны курсы скорочтения от Sirius Future?

Мы учим детей не просто быстро читать, а понимать текст. Впечатляющие цифры не имеют смысла, если в памяти ничего не остается. Обучение медленному и вдумчивому, а также быстрому и интуитивному чтению проходит параллельно. Освоив оба навыка к концу занятий, учащиеся без проблем понимают тексты.

После курса ребенок может подробно пересказывать любой прочитанный или звучащий текст (например, аудиокниги), содержание фильмов, спектаклей и других произведений. Приятные бонусы — это богатый язык, грамотное выражение собственного мнения, навыки анализа содержания.

Как мы учим качественно прочитывать и пересказывать тексты? Занятия проходят в режиме онлайн с использованием удобной платформы. Нужен только ПК, ноутбук, смартфон или планшет с подключением к интернету. На пробном бесплатном уроке вы можете оценить удобство формата и работу тренера. Расписание и программа составляются индивидуально с учетом возраста и начального уровня ученика.
Делитесь интересным c друзьями:
Запишите Ребенка на пробное занятие прямо сейчас!
Узнайте о современном детских занятиях, проверьте эффективность и получите новые знания!