3мин
30.06.2023

Нужно ли учить ребёнка программированию?

Образование
Программирование
Дети
Современные дети так много должны уметь: и читать ещё до поступления в школу, и знать счёт, а желательно и таблицу умножения до первого урока математики, не забываем и о творческих навыках, и об общем развитии эрудиции. А как только переступают порог школы, программа заставляет их активизировать все ресурсы и силы, поскольку буквально затягивает в «омут с головой» и «грузит» одной новой темой за другой. А ещё есть дополнительные секции, кружки, самодеятельность…

Но всё это запросы стремительно меняющегося мира, которые так или иначе трансформируют нашу жизнь в целом и образование в частности. Сегодня любой навык ребёнка — это прежде всего вклад в его будущее. То же самое и с программированием, которое давно уже не просто тренд в образовании, а буквально новая базовая грамотность, такая же как изучение английского с самого раннего возраста.

В чём польза программирования?
Весь мир семимильными шагами несётся из цифровой в виртуальную реальность, искусственный интеллект захватывает практически все сферы повседневной жизни, программы управляют множеством процессов: от работы с обычным электронным дневником школьника до контроля за сложнейшими производственными комплексами.

И за ритмом мира нужно успевать, а для этого необходимо понимать технологии и обладать определёнными знаниями и навыками, чтобы в конечном итоге управлять ими. Поэтому программирование может стать тем самым «козырем», который поможет выиграть успешный билет в жизни. Но даже если ребёнок не собирается становиться программистом и вообще связывать свою жизнь со сферой IT, такое обучение поможет развить его личностные качества и системное вычислительное мышление (логическое, критическое, последовательное), которое пригодится в любой сфере жизни:

  • умение искать и чётко формулировать проблемы;
  • ставить правильные цели и решать сложные задачи оптимальным способом;
  • грамотно организовывать труд, время и усилия, разбивать большие задачи на подзадачи;
  • действовать последовательно при решении проблемы и корректировать процесс по необходимости.

Да, чему-то похожему учат на уроках математики, но у программирования в этом плане есть одно большое преимущество — наглядность и конкретика. Ребёнок не просто делает абстрактные вычисления ради усвоения какой-то темы, а видит реальный конечный результат своих усилий. Например, созданную лично компьютерную игру, пусть простейшую, но всё-таки игру, одну из тех, которыми увлечены современные дети, не выпускающие из рук гаджеты. Только представьте уровень воодушевления и мотивации к дальнейшей учёбе и расширению знаний. Другими словами, учить программированию стоит не только ради самого программирования, это ещё и способ:

  • освоить навыки решения абстрактных задач — программирование даёт понимание работы сложных технологий, показывает, как изнутри устроен процесс, что заставляет всё двигаться и меняться по нажатию одной кнопки;
  • развить креативность и желание совершенствоваться — возможность разработать собственную онлайн-игру или построить целый мир с нуля стимулирует воображение и креативное мышление;
  • выработать привычку и умение фокусироваться на учебе — последовательный и логичный процесс работы, на котором строится программирование, учит сосредотачиваться и правильно расставлять приоритеты;
  • • развить коммуникативные навыки для выстраивания социальных связей — особенно в этом помогает совместный кодинг, ребёнок общается не только с компьютером, но и с другими увлечёнными детьми с похожими интересами.

Все эти навыки сделают ребёнка более успешным в школе и конкурентоспособным взрослым в будущем. Тут снова уместно провести аналогию с иностранным языком: статистика показывает, что дети, которые с раннего возраста знакомятся с английским в игровой форме, потом не нуждаются в дополнительных уроках и репетиторах. В случае с программированием у малыша есть шанс перейти из категории «потребителя» в категорию «творца»: не просто смотреть мультики, не задумываясь, а создавать их и придумывать собственные сюжеты, не просто играть в готовую популярную игру, а разрабатывать и реализовывать свои идеи.

С какого возраста можно начать?


Сами разработчики и гуру IT уверены, что чем раньше, тем лучше. Конечно, ничто не мешает заняться программированием и во взрослом возрасте, но детям проще даётся этот переход и поглощение новых знаний. А ещё в детском возрасте гораздо больше времени и желания экспериментировать.

Уже в дошкольном возрасте дети осваивают простейшие логические понятия и алгоритмы, но изучать языки пока рано, ведь решать абстрактные задачи они не могут. Начинать изучение азов программирования и знакомиться с тем, как создаются программы, можно с 6 лет. Дети уже могут погружаться в серьёзные сюжетные компьютерные игры, у них появляется исследовательский интерес, плюс они активно учатся взаимодействовать с информацией, читать, вычитать, складывать, умножать, делить. Этих базовых навыков в сочетании с искренним интересом достаточно для того, чтобы ребёнок попробовал свои силы в программировании. Особенно если обучение будет сочетать пользу и увлекательные игровые элементы. Так и информация быстрее усвоится, и вовлечённость сохранится.

С 9–10 лет, как правило, можно переходить от основ к освоению сложных языков программирования. С 12—13 лет при должных успехах вполне возможен переход на Python и JavaScript. А старшеклассникам уже рекомендовано изучать конкретный язык под определённый проект, например собственный сайт или мобильное приложение.

Живая легенда и один из самых богатых людей в мире Марк Цукерберг увлекался программированием с раннего детства. А в 10 лет, сразу после того как ему подарили компьютер, он создал свою первую программу. Сегодня основатель соцсети Facebook и владелец Instagram, WhatsApp, Oculus VR уверенно советует: учитесь программировать и просто учитесь!

Это интересно!

Как выбрать язык программирования?

Конечно, изначально стоит ориентироваться на возраст, но есть и другие важные факторы:

  1. Уровень подготовки. Если у ребёнка нулевые знания в этой сфере, то для начала нужно заняться общей компьютерной грамотностью. Чтобы энтузиазм юного айтишника не сводился только к простейшим играм и набору горячих клавиш. Важно донести, как много возможностей предоставляет компьютер и интернет для познания мира и получения полезных навыков. После первого «просветительского» этапа и получения базовых умений можно предложить ребёнку потренироваться в визуальных редакторах. И только после того, как он создаст первую простейшую программу, есть смысл переходить к кодингу.
  2. Цель обучения. Почему ребёнок вдруг загорелся идеей поближе познакомиться с возможностями компьютера и программирования? У него есть мечта создать свою игру или он воодушевлен другим проектом? Важно выяснить, что интересно прежде всего самому ребёнку, а не отдавать его на курсы программирования «из-под палки» или потому что «все так делают». Принуждение может «отбить» стремление к более сложному познанию. Здесь интерес, воодушевление и желание важны не меньше, чем умения и знания. В зависимости от цели, если есть конкретные представления и пожелания, уже можно выбирать язык программирования. Если это просто исследовательский интерес, можно продвигаться постепенно.

В этом возрасте малыша вряд ли могут увлечь строчки кода на тёмном экране, даже если за ними скрывается что-то грандиозное. Поэтому обучение проходит, как правило, в игровой форме. Сначала дети изучают робототехнику, знакомятся с интересными открытиями и изобретениями, обмениваются опытом со сверстниками и постепенно учатся разбираться и писать свои первые компьютерные игры. И здесь наиболее подходящими являются визуальные языки программирования, оперирующие графическими элементами, а не текстовыми командами:

Для детей с 7 лет

  1. Scratch. Разработан специально для детей Массачусетским технологическим институтом. Это начальная ступень на пути во «взрослое» программирование. Перед ребёнком открываются возможности по написанию игр, созданию анимационных проектов, презентаций, простейших программ для управления роботом на Arduino. Писать код тут не нужно, нужно собирать блок-контейнеры в визуальном редакторе.
  2. Kodu. Проект компании Microsoft с собственным визуальным языком. Можно «собирать» компьютерные игры и с помощью переменных настраивать ландшафт, менять освещение, управлять камерой. Работа с этим языком помогает выстроить в голове ребёнка логику программирования и решения разных проблем в процессе работы.
  3. Lua. Скриптовый язык для разработки собственных 2D- и 3D-игр. Это очень популярная «песочница» для обучения и общения начинающих маленьких программистов. В освоении язык несложен, хотя понимание алгоритмов и начальные навыки для входа потребуются. Зато в процессе ребёнок выучит переменные, функции, типы данных и другие элементы базовой структуры языков программирования.
У подростков уже хорошо развито умение решать абстрактные задачи, поэтому можно попробовать написать код самостоятельно. И программировать на более сложных языках:

  1. Python. Очень популярен в школьной робототехнике. Его главные плюсы — масштабируемость и универсальность. Уже написаны сотни библиотек и фреймворков, которыми можно воспользоваться, чтобы отточить навыки в создании собственных проектов.
  2. JavaScript. В топе самых известных языков программирования, который востребован во многих IT-нишах, но приоритетным направлением является разработка сайтов и веб-приложений. Если ребёнок видит себя в будущем специалистом такого профиля и хочет учиться целенаправленно, стоит сразу взяться за изучение JC. Язык довольно объёмный, поэтому на освоение потребуется время.
  3. C# («Си шарп»). Этот язык компания Microsoft разработала для собственных нужд и широко применяет в своих программных продуктах. Также он популярен в игровых движках, например Unity. Ребёнку будет особенно интересен, если его страсть и мечта — создание игр и гейм-дизайн. Он познакомится с библиотеками C# и научится писать соответствующие скрипты.

Для детей с 12 лет

Изучение программирования — длительный процесс. Нельзя просто сесть и начать что-то разрабатывать после первых занятий. Знания и умения постепенно наслаиваются, поэтому родителям нужно донести до ребёнка, что он должен быть терпеливым. И понимать, что усилия окупятся со временем.

Важно!

Однако можно несколько ускорить и упростить процесс погружения в новую «специальность», если предварительно «прокачать» интеллект ребёнка и позаботиться о его всестороннем развитии. Ведь, чтобы уроки программирования были эффективными, а материал легко усваивался, нужны хорошо развитый мозг, отточенная внимательность и тренированная логика. Всё это можно развить на уникальных курсах ментальной арифметики в Sirius Future.


Занятия призваны стимулировать умственные и творческие способности одновременно. Наряду с вычислительными задачами ребёнок выполняет упражнения на память, внимание, логику, мышление. Есть блок заданий и для всеобъемлющего расширения кругозора, улучшения навыков социальной коммуникации, развития креативности и находчивости. И всё это в игровой форме по авторской методике преподавания и на собственной геймифицированной платформе клуба.

Проходят занятия онлайн в удобное время, материал подаётся увлекательно и дозированно, чтобы сформировать устойчивый стереотип, что учиться — это интересно. Личный тренер помогает ребёнку усваивать информацию зрительно, на слух и тактильно, что стимулирует комплексное развитие интеллектуальных способностей. Такая «тренировка» поможет потом быстрее влиться в мир программирования.

Что даёт ментальная арифметика?

Запишитесь на бесплатное
вводное занятие
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Делитесь интересным с друзьями