Как отвлечь ребенка от гаджетов: планшета или смартфона

Просто поиграйте с вашим ребенком
  • »
  • »
Нет. На самом деле не всё так просто. Игры с ребенком важны, но полный отказ от гаджетов, неотъемлемой и необходимой части современной жизни, может нанести вред ребенку в отложенной перспективе.
И здесь важно соблюдать баланс.
Детская зависимость от гаджетов

Сегодня игры в войнушку и простое общение между детьми во дворе переместились в социальные сети и мессенджеры.

Опрос среди учащихся 5−11 классов, проведенный образовательным центром Maximum Education, показал, что:

  • 27% опрошенных школьников тратят на гаджеты восемь и более часов в день;
  • 18% проводят за ними в среднем три часа в день;
  • 15% — около пять часов в день.

Если еще 15 лет назад дети предпочитали проводить время на детских площадках, то по мере усовершенствования и расширения разнообразия этих самых площадок параллельно развивались и становились доступнее к покупке и всевозможные гаджеты.

На сентябрь 2020 года 99% подростков пользуются мобильными телефонами, ноутбуки и ПК используют 86% учащихся, планшеты — 27%, умные часы — 15%.

Время, проведенное с гаджетами в руках, тратится на игры, просмотр, создание и размещение фото- и видеоконтента, прослушивание музыки, а также общение со сверстниками.

Педиатры по всему миру бьют тревогу: чрезмерное пребывание ребенка перед экраном смартфона или планшета способствует ожирению, отставанию в развитии, проблемам со сном, депрессиям.

Важно понять причины и последствия такой детской зависимости и осознать, что подобное проще предотвратить, чем исправить.
Смартфон вместо няни
Причины того, что мамы и папы добровольно используют для своих детей гаджеты вместо няни, известны, но не всегда очевидны самим родителям.

«Я занят», — с этой фразы начинается знакомство ребенка и смартфона. Малыш еще толком не может ни говорить, ни ходить, но уже начинает мешать родителю, что тот пихает в детские ручки смартфон с мультфильмом.

Пассивное безразличие также становится причинной попадания гаджетов в раннее детство ребенка. «Я накачал ему развивающих игрушек», «Я ей установила безопасный интернет, пусть ищет то, что нравится».

Личный пример — оба родителя часами зависают в смартфонах, планшетах и ноутбуках. Ребенок считывает и полностью копирует модель поведения своих мамы и папы. Книги в семье есть, но они спрятаны на верхних полках шкафа, а настольные игры ребенок видел только в магазине.

Тренд личной свободы и личного пространства довольно быстро вошел в нашу жизнь. Мама и папа должны отдохнуть от детей, а так как бабушка и дедушка живут отдельно, ребенок пусть пару часов поиграет на планшете. На улицу он всё равно не хочет. Все его сверстники сидят по домам.

Конечно, есть объективные исключения, когда у родителей сложный период и много работы. Или же в семье несколько детей с небольшой разницей в возрасте, когда физически невозможно усмотреть за каждым, и гаджет дает спасительную передышку, отвлекает хотя бы одного малыша.

Но что же дальше?
Асоциальное поведение детей и сложности в учебе
Яркие картинки, увлекательные сюжеты, анонимность при общении полностью захватывают сознание ребенка и вызывают бурю эмоций. Постепенно вырабатывается зависимость.

Он становится всё более асоциальным. В интернете может говорить всё что угодно, в реальной жизни всё намного сложнее. Начинается замкнутость или агрессия, которая в онлайн-пространстве может перерасти в кибербуллинг.

Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» провел исследование на выборке из 200 детей в пяти московских школах. Опрос показал, что 78 из них оказывались в ситуации травли в интернете, больше половины становились жертвами кибербуллинга, треть травила сама.

Отношения со сверстниками и учителями в школе также ухудшаются. Ребенку сложно воспринимать и оперировать новой информацией, трудно принимать и давать обратную связь. Возникают ссоры на пустом месте с последующими истериками и отказом ходить в школу.

Вышесказанное отражается на психологическом климате внутри семьи. Родители часто списывают происходящее на подростковый возраст и думают, что ребенок это перерастет. Часто семейный досуг выглядит так: каждый член семьи со своим гаджетом в руках механически ест обед/ужин. Это может происходить за одним столом, совсем печальный знак, когда все расходятся по «своим углам».

Если вы стали замечать что-то из того, что мы описали выше, пора принимать меры. Профилактика детской зависимости от гаджетов куда эффективнее, чем работа с запущенными состояниями, когда необходима помощь специалиста.
Играть, учиться, создавать
Педиатры и психологи в один голос повторяют — соперничать с привлекательностью компьютерной графики и возможностями, которые дают гаджеты, может только живое эмоциональное общение с близкими.

Важно показать ребенку всё многообразие этого мира: запахи, прикосновения, живые интонации. Для этого нужно выйти на семенную прогулку в парк, собрать материалы для творческих поделок, запустить воздушного змея, поиграть в салочки. Всё это просто невозможно в онлайне.
Мы уже говорили про личный пример.
Начните с себя — возьмите в руки книгу и почитайте ребенку. В этой статье мы подробно рассказываем, как привить детям любовь к книгам.
Сейчас существует десятки увлекательных настольных игр. Во многих может принимать участие всего 2−3 человека. По ссылке мы рассказали о пяти популярных настолках.

Если дело дошло до онлайна, то выбирайте контент, после просмотра которого ребенок сможет что-то создать в реальной жизни. Это могут быть уроки для детей по приготовлению кулинарных блюд, эксперименты по физике, простые фокусы, даже те же самые слаймы =)

Хвалите за результат, обсуждайте увиденное с ребенком, советуйте поделиться новыми открытиями с его друзьями и близкими родственниками. Для этого можно, если нет возможности увидеться в офлайне, созвониться по тому же скайпу или зуму.
Ментальная арифметика с тренерами Sirius Future отлично сочетает преимущества онлайна и офлайна. В реальном времени ребенок индивидуально занимается с компьютерной программой и настоящим абакусом.
Многие креативные навыки, которые пригодятся ребенку в старших классах и работе, можно внедрять уже сейчас. Это создание презентаций и таблиц, быстрый набор текста, компьютерные иллюстрации, обработка фото и видео, запись музыкальных композиций.

Здесь важно контролировать весь процесс: объяснить необходимость навыка, вместе найти то, что интересно ребенку, обозначить цель, обязательно поощрить результат.

Боитесь, что он чрезмерно увлечется созданием текстов и рисунков при помощи компьютера? В статье «Писать от руки или печатать на клавиатуре?» мы подробно рассмотрели этот вопрос.

Гаджеты — смартфоны, планшеты, умные часы — могут стать верными помощниками для развития креативного потенциала у ребенка и никогда не заменят настоящих друзей.
Главное — чтобы родители были рядом и объясняли цели и ценности взаимодействия с цифровыми технологиями. Digital-грамотность — навык, который пригодится и детям, и взрослым =)
Делитесь интересным c друзьями:
Запишите Ребенка на пробное занятие прямо сейчас!
Узнайте о современном детских занятиях, проверьте эффективность и получите новые знания!